Найти тему
Strategium

Norland - обзор на старте раннего доступа

Оглавление

По названию можно уже догадаться, что это очередной градострой, точнее, симулятор средневекового поселения с лордами, крестьянами, постройками и управлением всем этим чудесным хозяйством. А также с дипломатией, ведь вы не одни в этом мире. Игра ещё в раннем доступе, так что какие-то моменты по ходу разработки могут меняться и дополняться.

Собственно, в название выведено именно наименование некоего королевства Норланд. В игре представлено четыре фракции: Варны, Кайдены, Танайи и Макхи. Все эти фракции различаются по мировоззрению, по фокусу производства, а также по языку и знаниям. Кто-то более агрессивен и силён в познании военного дела, кто-то более мирный и всё знает про сельское хозяйство и природу, а кто-то и вовсе ставит своим приоритетом торговлю и делает всё для улучшения своего достатка. Ну а кому-то не претит вести свою политику через хитрые интриги и быть искушённым в делах религии и крючкотворства.

Кроме того, изначально, одни фракции имеют нетерпимость к другим. Например, Варны отрицательно относятся к Кайденам, поскольку те весьма воинственный народ. А Макхи недолюбливают Танайя, ибо интриганы и торговцы вряд ли могут найти общий язык и всегда относятся друг к другу с недоверием и неприязнью.

Таким образом, у игрока в начале игры уже есть определённая политическая предустановка и заранее определённые сильные и слабые стороны. И это может быть сильным препятствием при выстраивании дипломатических отношений.
В начале игры нам предлагается выбрать состав семьи и фракцию, настроить навыки, выбрать внешность, черты характера (из всего две — положительная и отрицательная). Ещё можно изменить имена персонажей.

-2

После игроку предлагается настроить свою вотчину на глобальной карте (а она не маленькая, к слову): выбрать землю (некоторые участки подразумевают более сложную игру, некоторые, наоборот, игру полегче), настроить тип владения — независимое, вассальное либо и вовсе начать как сюзерен. В результате на карте можно оставить как несколько больших королевств, так и множество маленьких.

-3

После настройки территории предлагается настроить параметры игры: играть с предустановленным сценарием или без оного. Что касается предустановленного то, например, можно взять вариант, в котором цель игрока — изгнать с трона бастарда и вернуть себе свои владения. При этом игра начинается ещё и с дефицитом ресурсов. А ещё можно установить различные модификаторы, например, увеличенная неприязнь между фракциями.

-4

И, нет, карта тут не генерируется: во всяком случае, на данный момент. Хотя, я бы на месте разработчиков, всё же рассмотрел такой вариант. Для игр такого жанра, на мой взгляд, этот фактор почти критичен, ведь генерация карты, по сути, увеличивает реиграбельность.

Разумеется, можно выбрать сложность игры:

- мирный режим, при котором игрок будет спокойно развивать своё поселение, соседи не будут трогать игрока, а на карте будет увеличено количество ресурсов;
- нормальная сложность: тут игра будет развиваться, так, как она и задумывалась, а сложность будет нарастать постепенно;
- хардкор, при котором сложность игры будет максимальной с первого дня игры, а ресурсы ограниченны.

Игровой процесс

Тут всё более или менее стандартно для игр такого жанра. Есть поселение. Владеет поселением лорд и его семья. И, понятное дело, над лордами есть король, который может вмешиваться иногда в дела лордов.

Разумеется, во владениях лорда есть и крестьяне, на плечи и спины которых ложится вся работа в королевстве и которыми игрок напрямую не управляет, но может и должен это делать через лордов, которые и раздают крестьянам указания, что именно надо сделать или построить. Любое производственное здание в поселении будет функционировать неэффективно, пока там не будет назначен управляющий. Один лорд может управлять 7-10 зданиями, а указания, которые лорд даёт крестьянам имеют силу в течении 3-х дней.

-5

Более того, эффективность управления и продуктивности того или иного здания зависит от навыка управления лорда. Поэтому, важно обращать внимание на способности лорда, и, так как, у лордов навыки различаются, разумеется, грамотно распределять управляющих.

Надо сказать, что абсолютно все персонажи в игре — полноценные личности. Начиная от имени и заканчивая характером. У каждого персонажа, коль уж они личности, есть потребности и желания: жильё, еда, алкоголь и качество всего этого тоже сказывается на настроении жителей). Удовлетворение потребностей крестьян повышает их настроение, что привлекает новых жителей в поселение.

При благоприятных условиях новые жители не заставят себя долго ждать. Порой, их приходит столько, что хватаешься за голову, прикидывая, где же всех разместить! Однако, с чрезмерным наплывом новых жителей можно бороться, распространив по округам соседних королевств соответствующие слухи — тогда наплыв новых граждан слегка ослабнет.

Неудовлетворительные условия заставят крестьян покидать город или становится преступниками. В начале игры жителям придётся питаться брюквой, пить отвратительный самогон, но долго терпеть такой уровень жизни крестьяне не станут.

-6

Лорд и члены его семьи также зависят от своих потребностей и желаний, с той лишь разницей, что еду и алкоголь они получают бесплатно, со склада. А вот реализация их желаний иной раз может потребовать чуть больших усилий. Да и бесплатная еда с пивом — результат хорошего управления поселением, что напрямую зависит от степени удовлетворённости крестьян. При плохом настроении лорды могут впасть в депрессию, отказаться от выполнения своих обязанностей, что, в итоге, приведёт к снижению лояльности, при низкой отметке которой, лорд может просто уйти из семьи или поднять восстание.

-7

Однако, есть у лордов ещё одна, уникальная потребность, присущая только им — святые кольца, предмет роскоши и статуса, которые используются для расчётов между лордами, найма новых лордов, подкупа и отпущения грехов. Большая разница в количестве колец у лордов может стать причиной зависти, что может сильно сказаться на отношениях и настроении лорда.

Святые кольца нельзя произвести. Их можно только купить в Святых караванах.
Более того, между членами семьи лорда тоже имеются взаимоотношения. Они могут рассказывать друг другу весёлые истории, шутить, выяснять отношения, ругаться, завидовать друг другу. Разумеется, все эти отношения имеют те или иные последствия, от повышения благоприятных отношений до очень глубоких обид, приводящих к серьёзным последствиям. Ну и конечно, между персонажами могут быть романтические отношения. Так что, в этой игре имеет место быть продление династии.

-8

К слову, глава династии может иметь отношения и на стороне (например, от гостей или людей низшего сословия), что может быть причиной появления бастарда. Такой персонаж, тем не менее, будет считаться лордом, но, остальные лорды будут относиться к нему с неприязнью. Однако дети от брака бастардов уже не будут считаться бастардами.

Экономика

Краеугольный камень экономики в Norland — Святые караваны, которые являются основным источником золота и святых колец. Караваны приходят в поселение раз в несколько дней и являются одним из основных средств торговли. Каравану можно продавать свои товары, купить другие товары, в том числе новые книги и даже рабов.

-9

Торговля с караванами, однако, имеет один нюанс. Насыщение товарами. То есть, если игрок продаёт слишком много тех или иных товаров, цена на них будет падать. Однако, есть и другой способ торговли — через дипломатию. Можно наладить внешнюю торговлю с другими поселениями, которая не будет подвержена насыщению, так что торговать можно куда уверенней. Правда, для этого придётся налаживать дипломатические отношения с потенциальным партнёром, для чего, можно отправить лорда с дипломатической миссией в заграничную поездку.

Кстати, ассортимент караванов напрямую зависит от отношения к вам Церкви Святой Софии. Чем лучше, тем более шире будет выбор товаров, в том числе и редких. Для любителей грабить караваны — плохие новости. Святые караваны находятся под защитой инквизиции, так что затею реализовать не получится.

Если с товарами всё понятно, то пленники и книги — особый элемент экономики. Пленники — захваченные в бою воины, либо же бродяги, пойманные на каких-либо преступлениях. Они могут работать, причём бесплатно. Более того, работают на три часа больше, чем свободные крестьяне. Тем не менее, стоит учитывать тот факт, что пленники получают еду и алкоголь бесплатно. Пленнику можно даровать свободу, что, разумеется, скажется в лучшую сторону на его настроении, а впоследствии он может стать полноценным крестьянином или хорошим воином.

Книги — ресурс, который тоже влияет на экономику игры. Причём значительно. Дело в том, что в Norland есть такая вещь, как знания. В начале игры вы можете построить некоторые начальные здания без особых знаний, но многие важные постройки доступны только обладая определёнными знаниями. Источником необходимых знаний являются книги, но также их можно иногда получить, общаясь со свободными лордами (по каким-то причинам вынужденными бродяжничать), которые обычно приходят вместе с караванами. Ну или можно пригласить (похитить) лорда из другого города, чтобы получить ценные знания.

-10

Иногда, очень редко, знания можно получить в результате озарения. Такое возможно, если персонаж управляет каким-либо производственным зданием, в счастливом состоянии. Или в состоянии нервного срыва.
Скорость изучения знаний зависит от уровня интеллекта персонажа. Собственно, навыки постепенно растут, в соответствии с занятием персонажа. Например, если персонаж занимается торговлей, растёт навык торговли, управляет работами — растёт навык управления, читает книги — растёт интеллект. К слову, персонажи могут и друг друга обучать определённым навыкам.

-11

Более того, книги могут быть написаны на вашем родном языке — тогда проблемы нет — а могут быть и на языке другого народа: тут не обойтись без носителя языка. Без необходимых знаний в этой игре не получится ни развить поселение, ни обеспечить поселение хорошей защитой.

-12

Со знаниями есть нюанс, который, на мой взгляд, несколько нелогичен. Дело в том, что если лорд приобрёл какое-либо знание, оно становится доступным для всех. Но, если этот лорд, например, погиб, то знание будет утеряно и его придётся изучить снова. А иначе здания, связанные с этим знанием, просто недоступны. На мой взгляд, механика несколько не логична, ведь здание работало и все как-то справлялись, даже если лорд отправлялся навестить соседей?

-13

Армия

Разумеется, в игре про королей, лордов и королевства не обойтись без военного дела. Армию тут можно набрать либо из наёмников, либо из крестьян. Наёмники удобны тем, что они уже, фактически, готовы приступать к своим обязанностям. Правда, после найма надо дождаться, пока они прибудут в ваше поселение, а идти они, порой, могут очень долго. Более того, их надо ещё и вооружить, что, на мой взгляд, странно. Наёмники без оружия?! Ну, и, разумеется, им надо платить деньги.

-14

Из крестьян же получаются воины, слабые морально. При малейшей опасности, они развернутся и побегут. Поэтому, для набора воинов из своих людей, надо организовать тренировки, для чего, опять же, нужно соответствующее знание. Плюс время на тренировку. Ну и, разумеется, вооружать их тоже придётся. При этом надо учитывать, что при наборе крестьян в армию рабочая сила в поселении будет уменьшаться.

Пленники тоже могут становиться воинами. Причём, очень часто, у пленников, которые приходят с караванами, весьма неплохие воинские данные. Но, в любом случае, тренировка для их найма тоже нужна.

Ещё можно нанять в армию разбойников. Но, воины из них, зачастую, тоже не самые лучшие. В добавок к этому, весть о том, что ваш лорд связан с разбойниками, повлияет на отношение других королевств.

При наличии армии лорд каждый день обязан выплачивать церкви налог. Размер налога тем больше, чем опытнее армия. Опытность исходит из навыка "бой": чем больше значение этого навыка у воина, тем дороже обойдётся его с
одержание.

Набрав нужное количество воинов, надо поставить их в отряд под командованием определённого лорда. При выборе лорда, который поведёт армию, следует обратить внимание на значение навыка "командование": чем оно выше, тем выше будет значение морали у воинов в отряде и тем меньше шансов, что бравая армия разбежится в разные стороны при первой же опасности.

К слову, о вооружении и снаряжении. Как выше было сказано, вооружать и снаряжать набранную армию лорду придётся самому. Либо изготовив всё необходимое силами своего поселения, либо закупив его. Распределяется оружие и снаряжение между членами отряда автоматически. Чем опытней воин, тем лучше он будет вооружен и снаряжён. Таким образом, сбор армии в любом случае дело не быстрое. И довольно дорогое.

Дипломатия

Ну и в завершении, немного о дипломатии. В данной игре, дипломатия основана на взаимоотношениях между лордами королевств, что логично и понятно.

Что это значит? Всё очень просто. Прежде, чем наладить какие-либо дипломатические связи, будь то торговля, союз, просьба о помощи или поиск невесты, требуется довести взаимоотношения между лордами до дружественного уровня.

Как это сделать? Самым простым способом. Нанести визит соседу, пообщаться, съездить поохотиться на плотоволков... и вот уже отношение соседа к нашему лорду благоприятствует развитию сотрудничества между королевствами.
Разумеется, действия в отношении других королевств могут быть не только созидательного характера. В любой политической игре есть место и интригам, и похищениям, и даже покушениям на жизнь. Причём такие действия могут производиться в обе стороны.

-15

И, конечно же, никто не отменял геополитические амбиции по присоединению какого-либо королевства, вассализации или просто уничтожению. Как игрок, так и королевства, управляемые компьютером, могут проявить агрессию, если им позволяет военная мощь.

Надо сказать, что королевства на карте живут полной жизнью: кто-то с кем-то торгует, кто-то зачиняет походы, разбойники появляются то тут, то там, и на глобальной карте постоянно что-нибудь происходит. Например, играя за сюзерена нескольких королевств, я, однажды, получил известие, что некий лорд имеет виды на моего вассала и собирает войско для похода. Я начал собирать армию, а собрав, получил сообщение от ещё одного своего вассала, что к его границам идёт войско такого-то лорда и он просит моей помощи, а, ещё, как назло, в моих лесах, в этот непростой момент, объявились плотоволки. Вот, как хочешь, так и решай проблему.

Что же, пожалуй, на этом обзорчик, который уже вышел за рамки обзорчика, и закончу.

В целом, игра мне понравилась. Визуально она очень хорошо смотрится, по геймплею всё тоже неплохо. Конечно, я осветил далеко не все механики, что есть в игре: лишь базовые и некоторые продвинутые.

Уверен, игра сможет развлечь и удивить. Любителям повозиться с человечками и развитием поселения, а также тем, кто предпочитает спокойный игровой процесс, Norland должна понравиться.

-16