Обязательным к выполнению, своего рода must done (сама не очень одобряю использование англицизмов в русском языке, но тут не удержалась) во время нашей поездки в Ялту, было прокатиться на канатной дороге. Той, которая начинается вблизи набережной и идет вверх к улице Войкова.
В общем, ничего особенного или необычного здесь нет, канаток в Крыму много. О самой известной Ай-Петри писала вот здесь: https://dzen.ru/a/ZnsT102KUBenajW4.
Но эта ялтинская канатка еще с моей молодости ассоциируется у меня с замечательным фильмом Сергея Соловьева "АССА" и песней БГ из этого фильма "Под небом голубым".
Когда поднимались над ялтинскими крышами , я даже попыталась извлечь из себя звуки, отдаленно напоминающие эту песню. Такая вот сильная ассоциация.
Кстати, погрузившись в историю создания этой песни, обнаружила интересные факты. Привожу здесь википедию, за подлинность фактов не отвечаю.
«Го́род золото́й» (другие названия — «Го́род», «Рай», «Над тве́рдью голубо́й…») — песня на стихи Анри Волохонского и музыку Владимира Вавилова; входит в репертуар Бориса Гребенщикова, Алексея Хвостенко, Елены Камбуровой, а также ряда других исполнителей.
Занимает третье место в списке 100 лучших песен русского рока в XX веке. Журналом Time Out помещена в список «100 песен, изменивших нашу жизнь».
Здесь я полностью согласна с этим источником.
В ноябре 1972 года поэт Анри Волохонский сочинил на мелодию с пластинки Вавилова «Лютневая музыка XVI—XVII веков» стихотворение «Над небом голубым…», озаглавленное в его сборнике произведений как «Рай».
В стихотворении использованы библейские образы из ветхозаветной Книги пророка Иезекииля (Иез. 1:10), на эту книгу как на источник указывает и сам А. Г. Волохонский.
Первым исполнителем песни стал Алексей Хвостенко, многолетний друг и соавтор Анри Волохонского. Песня стала известной в бардовской среде, её включали в свой репертуар многие исполнители. В 1975 году песня использовалась в спектакле «Сид» ленинградского театра-студии «Радуга», где её и услышал Борис Гребенщиков. Он впервые исполнил песню в марте 1984 года на концерте в Харьковском государственном университете, при этом извинившись за то, что даже не знает, кто написал это произведение.
В варианте Гребенщикова имеется несколько отличий от оригинального текста, главное из которых, по большому счёту — замена в первой строчке «Над небом голубым…» на «Под небом голубым…».
Вот и разберись спустя много лет, кому принадлежит авторство.
Но там и с композитором тоже непонятная история:
В 1972 году советская фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила пластинку «Лютневая музыка XVI—XVII веков». Первая композиция на ней была озаглавлена «Сюита для лютни: канцона и танец», а в качестве автора был назван Франческо Канова да Милано, известный итальянский композитор и виртуоз-лютнист XVI века. Однако его авторство было сомнительно: среди опубликованных до выхода пластинки произведений да Милано такой композиции не было, как не было её и в полном собрании его сочинений, изданном позже. Хотя первые ноты композиции имеют сходство с «Фантазией № 30» да Милано.
В 2005 году появилась интернет-публикация Зеева (Владимира) Гейзеля, в которой исследовался вопрос об авторстве данного произведения (как музыки, так и текста). Исследователем, в частности, было указано, что текст написан Анри Волохонским в ноябре 1972 года, и предположено, что автором музыки является Владимир Вавилов (1925—1973), советский гитарист и лютнист, прибегший к мистификации с отсылом к Эпохе Ренессанса ради того, чтобы собственная музыка малоизвестного тогда композитора, написанная, по всей видимости, в 1967—1968 годах, прорвалась к слушателю.
Но как бы там ни было с авторами, а песня действительно волшебная. И под ее мотив проплыли мимо куполов собора Александра Невского, мимо башни с часами, своей строгостью закрывающей какую-то стройку сзади.
А еще мимо вот таких некрасивых крыш. Глядя на них, запал петь немного прошел.
Дальше картинка сменилась на более благодушную.
На верхней площадке обнаружили гастробар Кусто с необычным оформлением в техногенном стиле металлическими роботами.
Там еще есть музей автомашин (не пошли туда) и компьютерная игровая зона, оформленная в том же стиле.
Кабинка АССА на фото в начале статьи тоже на верхней станции, рядом со входом вниз.
А вообще у меня не только канатка, но и вся Ялта ассоциируется с фильмом АССА. Только Ялта зимняя, но все равно Ялта.
И вернувшись домой, решили пересмотреть фильм. Впечатления спустя годы, сразу скажу, очень неоднозначные. Сюжет воспринимается совсем по-другому. Дочка мужа, подросток 15 лет, вообще сказала, что это дичь какая-то, и заснула уже в первые полчаса. А мы досмотрели почти до титров, слушали песни, которые в свое время взорвали юные мозги советского союза. Кстати, кабинка из фильма действительно с номером 25 и именно той старой конструкции. Сейчас кабинки имеют немного другую форму дверей и застеклены.
А у вас какие-то места вызывали желание пересмотреть свои любимые фильмы? Как впечатления? Делитесь комментариями, ставьте лайки! Все интересное еще впереди!