В 2015 году я начал вести свой блог на тему цифровой трансформации. Прошло 10 лет, а статистика успешных проектов по трансформации бизнеса находится на уровне 12%. По крайней мере, такие цифры получились у Bain & Company по результатам ответов 400 лидеров крупного бизнеса на вопрос:
«Удалось ли вам достичь первоначальных целей трансформации?».
С одной стороны, эти цифры понятны — я сам вижу огромное число проблем, с которыми сталкиваются компании при решении трансформационных задач, но эти цифры с каждым годом становятся только хуже. Еще пару лет назад в отчетах Gartner встречались цифры о 30% успешных проектов.
Что не так с трансформацией? — главный вопрос на страницах этого канала.
Трансформация — это не переход из точки А в точку Б. Это теперь уже постоянный непрерывный процесс — способность компании трансформироваться под изменения внешней среды, не теряя своей эффективности и скорости роста.
А цифровые технологии, которые прочно ассоциируются у нас с цифровой трансформацией, являются лишь триггером изменений и (если уж быть совсем честными) даже гигиеническим минимумом, необходимым каждому бизнесу. Все бизнесы уже цифровые (даже если еще не осознали этого).
Мы конкурируем за таланты, пытаемся привлечь лучших сотрудников в свою компанию, выделяем огромные бюджеты на новые продукты, но это не помогает. Почему? Один из ключевых элементов — культура организации, которая включает в себя не только ценности, но и внутренние коммуникации, модели внутренней клиентоцентричности, взаимодействие между элементами бизнес-архитектуры, изменение модели лидерства.
Кажется, что самый простой способ — взять целиком команду из нужной нам цифровой культуры и с её помощью запустить новый продукт/бизнес-модель/бизнес, но это практически невыполнимая задача.
- Во-первых, на рынке нет ресурсов для всех желающих трансформироваться;
- А во-вторых, существующая культура организации способна перемолоть любую команду, которая не будет вписываться в ее рамки (а она точно не будет).
Поэтому ставку нужно делать на свою команду, выравнивать цифровые компетенции, обучать, привлекать экспертов... Что приведет к увеличению сроков трансформации, но позволит создать компанию, которая с каждым днем будет становиться чуточку лучше и будет способна к адаптации, несмотря на растущие вызовы, с которыми приходится сталкиваться снова и снова.
Мы переходим к непрерывной нецифровой трансформации, в которой победа — это в первую очередь победа над собой.