"Министрам не хватает лидерства", - заявила премьер Эвика Силиня, говоря о запросах министерств на дополнительное финансирование в бюджете 2025 года. Ведь члены правительства еще месяц назад проголосовали за то, чтобы сделать единственным приоритетом будущего бюджета безопасность.
Очевидно, глава правительства подразумевает, что уже давно не министры управляют ведомствами, то есть не являются лидерами в своих вотчинах, а чиновники дирижируют министрами, и те идут на поводу у клерков.
Это совершенно ненормальная ситуация, учитывая, что министры должны быть теми, кто определяет политику министерства. Аппарат же министерства, возглавляемый госсекретарем, должен исполнять политические установки министра.
Которые тут временные?
Почему же на практике все не так? Причин несколько. Но одна из ключевых - "текучка кадров" или, применительно к данной ситуации, - "текучка министров".
Министры меняются так часто, что средний чиновничий аппарат даже не успевает запомнить имя очередного шефа, а высшее чиновничество, в свою очередь, не успевает даже "привыкнуть" и найти общий язык с министром. В некоторых министерствах продолжительность пребывания главы ведомства на посту составляет в среднем… полтора года!
Рекордсменом в этом смысле является министерство экономики, где за 33 года (с момента восстановления независимости) сменилось 28 министров! И это еще не считая временно исполняющих обязанности. Практика такова, что если министр уходит в отставку или его снимают с должности, то до утверждения Сеймом нового его обязанности исполняет или сам премьер, или другой министр - путем совмещения должностей.
Пришел - поработал - ушел
В новейшей истории Латвии нередки случаи, когда министры успевают покомандовать временным им ведомством считаные месяцы. Причем такая "длительная" трудовая вахта наблюдалась не только в лихие 90-е, когда и правительства-то менялись каждый год-полтора, но и уже в последние годы.
Так, например, в первом кабмине Кариньша Кристапс Эклонс в качестве полноценного главы МВД отработал всего 5 месяцев. Еще пару месяцев он был и.о., но очевидно, что за такой короткий срок никакие реальные изменения (улучшения) провести невозможно - уже не говоря о реформах.
Само собой разумеется, что реформы буксуют, или вообще вместо позитивного эффекта дают отрицательный. Как может быть иначе, если реформу начинает один министр, а продолжает, уже с другим подходом, - другой, а то и третий.
В обстановке такого "управленческого" хаоса трудно ожидать позитивных изменений.
С портфелем на выход
Интересно, что в том же первом правительстве Кариньша сменилось аж 6 министров - части не стало после того, как из коалиции выкинули представителей развалившейся партии KPV.LV, двое ушли в отставку после скандалов (Мария Голубева и Юрис Пуце), а главу Минздрава Кариньш снял с должности на фоне "скандала с вакцинами".
В итоге тем же Минздравом за 3 года успели порулить 3 министра - Винькеле, Павлютс и некоторое время обязанности главы Минздрава исполнял по совместительству министр обороны Пабрикс.
Вообще Минздрав вместе с Минюстом тоже входят в "группу лидеров" по частой смене руководителей - в каждом из ведомств их сменился аж 21 за 33 года. То есть в среднем один министр командовал своим беспокойным хозяйством не более полутора лет.
Самым стабильным в плане количества министров является МИД, причем именно это ведомство подарило обществу и рекордсмена по продолжительности работы в министерском кресле. Нынешний президент Эдгарс Ринкевичс руководил МИД более 11 лет. Вряд ли в ближайшие лет 10 еще кому-то из политиков удастся повторить этот рекорд.
Скорострелы
Отметим, что и в нынешнем правительстве Силини, которое не проработало еще и года, тоже есть потери. Пост министра культуры покинула Агнесе Логина ("Прогрессивные"), заявив, что уходит "по личным причинам", хотя в кулуарах власти утверждают, что ее попросили покинуть данный пост руководители партии.
Ключевой вопрос , который возникает при такой чехарде с министрами, - можно ли что-то здесь изменить? Скорее нет, чем да. Ведь в большинстве своем министры меняются не потому, что их сняли с должности или их вынудили уйти в отставку (хотя и такие случае нередки), а в результате правительственного кризиса.
Можно ли предотвратить правительственные кризисы? В условиях парламентской республики и коалиционных правительств относительно частая смена правительств - неизбежность.
Всего лишь кормушка
Другое дело, что министры, сколько бы им ни довелось продержаться на своем посту, действительно должны вести себя как лидеры, а не быть временщиками.
Но многие ли политики на такое способны? Как показывает практика, в Латвии - единицы.