Ребенок ОВЗ в детском саду
Здравствуйте, сегодня будет статья про наши детские садики и инклюзию.
Заранее извиняюсь перед теми садиками, которые уже адаптировались к работе с детьми с ОВЗ. Всё ниженаписанное к ним не относится.
Я думаю, все уже слышали слово "Инклюзия". Ужасное, жуткое слово, нагоняющее страх и депрессию на педагогический состав.
Когда мы слышим слово "Инклюзия", то часто представляем себе умственно отсталого амбала, прыгающего по партам, срывающего уроки и поколачивающего хороших, умненьких одноклассников.
И ни школа, ни родители ничего сделать не могут.
Да, есть такое. К сожалению.
В такой ситуации, я не спорю, жалко и детей, и учителей.
Но, к сожалению, у некоторых специалистов, особо впечатлительных, эта картинка так надежно зафиксировалась в голове, что они совсем забыли, что дети с ЗПР бывают разные. ЗПР- это не обязательно умственная отсталость и поведенческие проблемы.
Большинство детей с ЗПР- это не скачущий по партам амбал с низким уровнем интеллекта , а дети-речевики.
И как мы знаем из классической дефектологии, дети-речевики имеют все шансы догнать норму. В этом и есть их главное отличие от других диагнозов.
Именно поэтому государство сейчас активно создает все условия для того, чтобы эти дети как можно раньше получили помощь специалистов.
Если же ребенку-речевику не помочь в 3-4-5 лет, то у него сформируется ЗПР плюс целый набор психологических проблем. В будущем ЗПР у некоторых детей может стать очень серьезным и действительно выглядеть как умственная отсталость.
И все проблемы, связанные с обучением такого ребенка, достанутся школе.
Если учесть, что детей с ЗПР сейчас становится всё больше и больше, то школам работать с каждым годом всё сложнее и сложнее.
По факту, школа вынуждена выполнять ту работу, которую можно было относительно легко выполнить в садике.
Плюс про упущенное время тоже нельзя забывать. Если бы садик пошевелился и приложил положенные по инструкции усилия, то 8 детей с ЗПР из 10 догнали бы норму.
То есть в школу пришли бы не 10 слабых детей, а всего 2.
Но благодаря гражданам, которые считают, что работать с детьми с ЗПР- это не королевское дело, благоприятный период для коррекции и выхода в норму для ребенка оказывается упущен. И в школу идут 10 слабых детей. А что может сделать в таких условиях школа? Это большой вопрос.
И с каждым годом таких детей будет всё больше и больше.
Учителя уже очень сильно снизили уровень требований к детям и к себе. То, за что сейчас ставят четверки - это в прошлом уровень тройшника. Сегодняшние отличники- это в прошлом уровень слабого хорошиста.
А почему снизили планку? Потому что дети не усваивают программу на нужном уровне. Так что ж прыгать выше головы? Вот и не прыгают. Работают на том уровне, на котором есть возможность работать.
Так что же делать?
Я вообще считаю, что с каждым случаем ОВЗ в школе нужно конкретно разбираться. Например, в какой садик ходил ребенок, есть ли там группа для детей с ТНР ( тяжелые нарушения речи), предлагали ли его родителям идти с ребенком на комиссию. Если не предлагали- то почему не предлагали? Объясняли ли родителям, что у ребенка есть трудности с развитием и нужно срочно принимать меры? Если было ПМПК- то выполнял ли садик предписания комиссии? Был ли тьютор?
Если не было тьютора, то конкретно почему? Давали ли объявление о поиске тьютора на "Труд всем"?
Работал ли с ребенком психолог? И если не было тьютора, то почему бы психологу не поработать тьютором? ( ах да, психолог занят. В большинстве детских садов психолог работает подменным воспитателем и работу психолога ему дают выполнять только при подготовке документов к ПМПК ).
Ну и хорошо бы доплачивать педагогам за каждое индивидуальное занятие с ребенком ОВЗ.
Если бы был такой подход, то в садиках бы ответственно подходили к работе с детьми ОВЗ. А в школах бы учителя могли выполнять свою работу, а не работу тьютора и коррекционного педагога.
Вывод этой статьи: чем меньше возраст ребенка, тем пластичнее его мозг и тем бОльших результатов даст работа с ребенком.
То, чего легко можно добиться в 3-4-5 лет, уже очень трудно добиться в 6-7 и мегатрудно в 9-10 лет.
Поэтому именно от работы детского сада зависит количество детей с ЗПР, с которыми будет работать школа.
- И маленький комментарий к статье: существует устойчивое (но противозаконное) мнение, что ребенок с ЗПР должен посещать коррекционный детский сад и не надоедать своим присутствием обычному саду. Вроде всё тут логично, кроме одного: детей с ЗПР становится очень много, а коррекционных детских садов мало. Не даром же у нас в стране инклюзия. Инклюзию вводят вовсе не для того, чтобы над обычными садиками издеваться ( как считают многие), а потому что обычный садик тоже может выполнять значительную часть коррекционной работы с детьми. Ну да, не спорю, трудные случаи- это для коррекционки. Но ведь большинство ЗПР- это легкие и средние случаи, легко поддающиеся "лечению". Хотя бы часть коррекционной работы вполне можно выполнить и обычный детский сад. Просто нужно не прятаться от таких детей, а начинать с ними работать. Хотя бы на минимальном уровне. Постепенно появятся результаты, которыми сами же педагоги будут гордиться.
- Спасибо за то, что прочитали.
Автор: Дарья Асламазова
Психолог, Детский психолог Дефектолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru