Найти тему

Как и зачем списывать машину в утиль.

Оглавление

Владельцы старых и не подлежащих восстановлению автомобилей рано или поздно сталкиваются с необходимостью списания транспортного средства. Это нужно для безопасного уничтожения автомобиля.

Как это сделать в 2024 году и какие этапы необходимо пройти, чтобы списать машину в утиль, расскажут юристы
https://myjus.ru по автомобильному праву.

1. Главное об утилизации.

Под утилизацией автомобиля подразумевается комплекс мероприятий, включающий снятие транспортного средства с регистрационного учёта и его безопасное физическое уничтожение.

Автомобиль сдаётся в специальный пункт, где его разбирают, а затем сортируют материалы и отправляют их на переработку.

Несколько лет назад существовала государственная программа, по которой владелец старого автомобиля мог получить скидку на покупку нового современного транспортного средства. Однако сейчас эта стимулирующая программа больше не действует. Тем не менее, автовладельцы по-прежнему имеют возможность сдать свой автомобиль на утилизацию.

Важно отметить,
что перед началом процесса утилизации, то есть разбора автомобиля, необходимо снять его с учёта в ГИБДД.

2. В каких случаях нужна утилизация.

Владелец автомобиля может принять решение списать его в утиль по нескольким причинам.

Иногда ремонт автомобиля становится нецелесообразным. Особенно это касается старых автомобилей, когда стоимость ремонта превышает рыночную цену автомобиля. В таких случаях проще избавиться от автомобиля, чем пытаться его починить.

Когда имеет смысл сдавать автомобиль в утиль:

  • автомобиль невозможно продать;
  • на старые автомобили простых моделей сложно найти покупателей;
  • автомобиль серьёзно пострадал в ДТП;
  • если автомобиль не застрахован по КАСКО, а виновник ДТП не установлен, то платить за ремонт придётся владельцу. Иногда расходы на ремонт настолько велики, что проще продать автомобиль;
  • необходимость платить транспортный налог за автомобиль, который не используется и стоит во дворе или гараже. Если утилизировать автомобиль, можно избавиться от этого обязательства.

3. Документы для утилизации.

Для утилизации автомобиля необходимо собрать определённый пакет документов. Он включает в себя:

  • паспорт собственника транспортного средства (ТС);
  • паспорт транспортного средства (ПТС) и свидетельство о регистрации ТС (СТС);
  • регистрационные знаки с номером автомобиля. Их можно сохранить на срок до года, а затем зарегистрировать под этим номером новый автомобиль, следуя той же процедуре, что и при желании оставить номера при продаже;
  • свидетельство об утилизации, которое оформляется в компании, принимающей автомобиль на утилизацию.

Отсутствие документов на автомобиль не является препятствием для его утилизации. Например, водитель может потерять документы, подтверждающие право собственности. В таком случае можно восстановить СТС, но это не обязательно, так как информация об автомобиле уже будет в базе ГИБДД. Её можно восстановить через «Госуслуги», подав заявление и документы для предоставления в ГИБДД.

После получения заявления инспекторы ГИБДД проведут проверку и оформят дубликат ПТС и СТС. После этого автомобиль можно будет сдать на утилизацию.

4. Доставка авто в пункт утилизации.

В России утилизацией автомобилей занимаются как коммерческие предприятия, так и частные компании. Их адреса можно легко найти в интернете. Если вам необходимо доставить автомобиль на эвакуаторе до пункта утилизации, например, если он не на ходу или сильно пострадал в ДТП, вы можете воспользоваться этой услугой за отдельную плату.

При выборе компании для утилизации стоит обратить внимание на следующие моменты:
1. Наличие лицензии Росприроднадзора на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I–IV классов опасности.
2. Удаленность пункта утилизации от места нахождения автомобиля.
3. Также стоит учесть стоимость услуг по утилизации.

5. Пример из практики.

Николай собирался утилизировать свой автомобиль. Поскольку паспорт транспортного средства (ПТС) на автомобиль был оформлен в июне 2012 года, до сентября того же года, ему пришлось оплатить соответствующие услуги согласно тарифу компании.

Андрей, который также сдал свою машину в утиль, получил ПТС только в январе 2013 года, и поэтому ему не пришлось ничего платить.

6. Снятие с учета.

Следующий этап – снятие автомобиля с учёта в ГИБДД. Заявление можно подать через портал «Госуслуги», но всё равно придётся посетить Госавтоинспекцию.

В ГИБДД нужно предоставить заявление, свидетельство об утилизации и регистрационные знаки. Без свидетельства о снятии с учёта машину не снимут, это требование прописано в пункте 71 Правил государственной регистрации транспортных средств.

7. Утилизация по частям.

Прежде чем отправить автомобиль на утилизацию, его владелец может разобрать его на запчасти, которые можно продать, например, коробку передач или двигатель, а другие части — утилизировать.

Если автовладелец выбирает этот вариант, ему следует быть готовым к тому, что процедура может оказаться более сложной.

Сначала необходимо определить, какие элементы автомобиля останутся у владельца, и перечислить их в заявлении о снятии автомобиля с учёта и в пояснительном документе. Затем их можно снять и привезти для осмотра в ГИБДД.

Если детали имеют идентификационные номера, сотрудники ГИБДД фиксируют это в свидетельстве на освободившийся номерной агрегат. После этого детали можно извлечь из автомобиля, а сам автомобиль доставить в пункт утилизации.

8. Стоимость.

Формально утилизировать автомобиль можно бесплатно. Однако если вам нужны свидетельства на агрегаты, придётся заплатить пошлину в размере 350 рублей за каждое свидетельство.

Если автомобиль не на ходу, вам нужно будет оплатить эвакуатор, который доставит его к пункту утилизации.

Прежде чем подписывать соглашение с компанией, внимательно изучите его условия
. Обратите внимание, что вам нужно будет оплатить утилизационный сбор, если раньше этого не делал производитель или продавец, например, потому что он освобождён от уплаты по условиям части 6 статьи 24.1 Федерального закона от 1998 года № 89-ФЗ.

9. Судебная практика: продажа утилизированного автомобиля.

Виктор Сидоров приобрёл автомобиль у Анны Ивановой, которая была его официальным собственником. Однако автомобилем пользовался её внук. При продаже Анна Иванова не стала снимать машину с учёта и заключила с Виктором стандартный договор купли-продажи.

Виктор решил поставить автомобиль на учёт в ГИБДД, но ему отказали. Причиной стало то, что машина якобы была утилизирована.

Оказалось, что Анна Иванова действительно обращалась в ГИБДД с заявлением об утилизации автомобиля. Она объяснила отсутствие документов на машину тем, что они были утеряны.

Виктор обратился в суд, чтобы оспорить действия должностных лиц. В суде представители Госавтоинспекции утверждали, что в базе данных нет информации о смене владельца автомобиля. Однако суд принял сторону Виктора и решил, что его права как собственника были нарушены. Действия МРЭО ГИБДД по снятию машины с учёта из-за утилизации признали незаконными.

10. Частые вопросы.

Сколько времени можно хранить номера автомобиля после его утилизации?
Знаки хранятся в течение года. По истечении этого срока их можно установить на новое транспортное средство.

Необходимо ли снимать автомобиль с учёта перед утилизацией?
Перед утилизацией транспортное средство в обязательном порядке снимается с учёта в ГИБДД.

Какова госпошлина за оформление документов на агрегаты автомобиля?

Размер пошлины составляет 350 рублей за каждый элемент.

11. Заключение эксперта.

Списать машину в утиль — разумное решение, если владелец не в состоянии или не желает её ремонтировать и не планирует использовать в будущем из-за плохого состояния.

Процедура списания формально бесплатна, но нужно быть готовыми к некоторым расходам, связанным с утилизацией. Например, придётся оплатить доставку автомобиля до пункта утилизации, осмотр в ГИБДД и, возможно, госпошлину, если будут сниматься какие-либо детали.

Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!