Найти в Дзене
Штрихи и Мазки

«Портрет молодой женщины» Доменико Гирландайо – загадка юной незнакомки

Один из самых популярных мотивов портретного искусства итальянского Ренессанса — изображение молодых женщин, девушек, «giovane donna». Мы можем видеть эти прекрасные образы на картинах Больтраффио, Учелло, Липпи и десятков других художников. И это не говоря о таких великих мастерах, как Леонардо да Винчи! Но сегодня мы поговорим о «Портрете молодой женщины» менее знаменитого, но все равно крайне достойного художника — Доменико Гирландайо.

«Портрет молодой женщины» Доменико Гирландайо (ок. 1490 г.) / Источник: Wikimedia Commons (Calouste Gulbenkian Museum, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Domenico_ghirlandaio,_ritratto_di_giovane_donna,_lisbona.jpg
«Портрет молодой женщины» Доменико Гирландайо (ок. 1490 г.) / Источник: Wikimedia Commons (Calouste Gulbenkian Museum, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Domenico_ghirlandaio,_ritratto_di_giovane_donna,_lisbona.jpg

Доменико Гирландайо (1448 — 1494) — известный флорентийский художник эпохи Раннего Возрождения. Он стал основателем целой художественной династии, прославив фамилию Гирландайо. Происхождение последней, к слову, связывают с его отцом — тот был ювелиром придумавшим новые украшения, гирлянды, которые флорентийские девушки носили на голове. Как художник, Доменико прославился в первую очередь своими фресками: прекрасно написанными циклами библейских историй, оказавшими влияние даже на «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи.

Доменико Гирландайо (автопортрет, фрагмент картины) / Источник: Wikimedia Commons (Andreas Quermann, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Pala_degli_innocenti,_ghirlandaio,_autoritratto,_dettaglio.jpg
Доменико Гирландайо (автопортрет, фрагмент картины) / Источник: Wikimedia Commons (Andreas Quermann, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Pala_degli_innocenti,_ghirlandaio,_autoritratto,_dettaglio.jpg
Художник был женат дважды: на Констанце и Антонии, родивших ему 9 детей. Особенно прославились сыновья от первого брака: Бартоломео — астроном и философ, а также Ридольфо — живописец и продолжатель творческой династии Гирландайо.

Кроме фресок и мозаик украсивших церкви и монастыри, Гирландайо много времени уделял станковой живописи: из под его пера вышло немало религиозных картин и портретов. Один из них сегодня известен как «Портрет молодой женщины». В то время художники еще не использовали холст и «полотном» для него служила обычная деревянная доска. Краски тоже были далеки от современных — Доменико писал темперой. Это не масляные, а водяные краски применяющиеся с древнейших времен. Их изготавливали разводя порошковые пигменты в эмульсии (например в разбавленном водой курином яйце).

Голова девушки крупным планом / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Calouste Gulbenkian Museum, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Domenico_ghirlandaio,_ritratto_di_giovane_donna,_lisbona.jpg
Голова девушки крупным планом / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Calouste Gulbenkian Museum, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Domenico_ghirlandaio,_ritratto_di_giovane_donna,_lisbona.jpg

Но давайте взглянем на саму картину. Как и следует из названия, это портрет молодой женщины. Она изображена на темном нейтральном фоне, с головой повернутой в три четверти, в отличие от более ранних профильных портретов той эпохи. Зрителю хорошо видно ее юное лицо с прямым носом и чистой кожей. Блестящие каштановые волосы с пробором закрывают уши волнистыми прядями. Часть волос, туго стянутая на затылке, убрана под белый платок. Серые глаза, под тонкими бровями, задумчиво смотрят вдаль.

Глаза девушки. При увеличении видно как потрескался слой краски от времени / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Calouste Gulbenkian Museum, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Domenico_ghirlandaio,_ritratto_di_giovane_donna,_lisbona.jpg
Глаза девушки. При увеличении видно как потрескался слой краски от времени / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Calouste Gulbenkian Museum, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Domenico_ghirlandaio,_ritratto_di_giovane_donna,_lisbona.jpg

На девушке надето многослойное облегающее платье соответствующее флорентийской моде XV века, с пурпурно-розовым лифом и темно-зелеными рукавами. Неглубокий треугольный вырез в тонкой белой ткани украшен красной бусиной. Такие же коралловые бусы охватывают шею. Скромный внешний вид говорит о том, что модель не может быть представительницей богатого и влиятельного рода. В то же время пусть не особо пышный, но качественно пошитый наряд отвергает возможность того, что перед нами крестьянка или служанка. Скорее всего на картине изображена представительница «среднего класса».

Детали одежды и украшений девушки / Источник: Wikimedia Commons (коллаж из фрагментов фото, Calouste Gulbenkian Museum, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Domenico_ghirlandaio,_ritratto_di_giovane_donna,_lisbona.jpg
Детали одежды и украшений девушки / Источник: Wikimedia Commons (коллаж из фрагментов фото, Calouste Gulbenkian Museum, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Domenico_ghirlandaio,_ritratto_di_giovane_donna,_lisbona.jpg

Но можем ли мы быть уверены, что это реальная девушка, а не идеализированный образ? Вслед за Боттичелли в этой картине Гирландайо идет на компромисс между реалистичным изображением человека и эстетической стилизацией фигуры. Изящные и четкие черты лица, однако, не кажутся бесстрастной скульптурной маской. Скорее чувствуется желание художника воссоздать наилучшую сторону реальности.

Другие портреты Гирландайо с молодыми женщинами (giovane donna) / Источник: Wikimedia Commons (коллаж из фото; Thyssen-Bornemisza Museum, Clark Art Institute, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Domenico_Ghirlandaio,_1489-1490_-_Portrait_of_Giovanna_Tornabuoni_-_Google_Art_Project.jpg, https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Domenico_Ghirlandaio_Portrait_of_a_Lady.jpg
Другие портреты Гирландайо с молодыми женщинами (giovane donna) / Источник: Wikimedia Commons (коллаж из фото; Thyssen-Bornemisza Museum, Clark Art Institute, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Domenico_Ghirlandaio,_1489-1490_-_Portrait_of_Giovanna_Tornabuoni_-_Google_Art_Project.jpg, https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Domenico_Ghirlandaio_Portrait_of_a_Lady.jpg

Как бы там ни было, личность молодой женщины на портрете остается загадкой. С большой долей вероятности это может быть даже кто-то близкий художнику. Вряд ли дочь — у него их было пятеро, но первая родилась в 1484 году и хотя точно датировать картину не удалось, считается что она написана около 1490 года, а значит старшая дочь на момент написания портрета была еще ребенком. Но возможно художник изобразил одну из своих жен.

Портрет в раме / Источник: Wikimedia Commons (Sailko, CC BY 3.0) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Domenico_ghirlandaio,_ritratto_di_una_giovane,_firenze_1490_ca._01.jpg
Портрет в раме / Источник: Wikimedia Commons (Sailko, CC BY 3.0) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Domenico_ghirlandaio,_ritratto_di_una_giovane,_firenze_1490_ca._01.jpg

В любом случае это великолепная картина. Конечно, если сравнивать портрет Доменико Гирландайо с работами его современника Рафаэля Санти, разница в технике будет огромной. Но искусство это нечто большое, чем цвет и форма. И пусть «Портрет молодой женщины» не столь впечатляет как «Донна Велата», но в нем есть свое вдохновение, очарование и легкий флер тайны.

|Справка| Полное название картины – «Портрет молодой женщины» (Ritratto di giovane donna). Автор – Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio). Жанр – портрет. Дата – ок. 1490 г. Материалы: темпера, дерево. Размеры: 44 x 32 см.

Еще больше интересного в телеграм-канале и ВК-группе, присоединяйтесь!