Найти тему

Интеграция в школьном образовании

Что такое интеграция простым языком? Это когда в классе обучаются дети с особенностями психофизического развития и дети которые не относятся к лицам с психофизическими особенностями. Кто бы что не говорил, есть закон, в котором ясно указывается, что каждый ребенок имеет право получить образование!

Сейчас очень большое внимание уделяют интеграции в школах, так как рождаются все больше деток с особенностями психофизического развития. По правилам в классе с интеграцией должно быть не более двадцати детей. По факту бывает и больше.

Если еще пару лет назад учителя терялись (и сейчас теряются), так как не знали как проводить уроки, если по классу бегает ребенок и срывает урок, то сейчас учителей стали подготавливать к таким ситуациям. Например, я прошла курсы по СДВГ и теперь хоть немного понимаю, как себя вести с ребенком у которого есть психофизические особенности. И таких курсов становится все больше, потому, что детей тоже становится все больше. И это печально на самом деле...

Учителям приходится подстраиваться под интеграцию и повышать свои навыки на разных курсах. Кто-то не выдерживает моральной нагрузки и уходит... Кто-то делает себе вызов и борется, изучая все, что можно, что бы облегчить себе труд.

Радует, что и родители и учителя потихоньку принимают эту ситуацию и начинают подстраиваться. Хотя можно понять и родителей с двух сторон. Родители тоже не всегда могут принять в классе интегрированного ребенка. Почему? Потому, что успеваемость в классе может скатиться вниз. Учитель просто не успевает донести новую тему, так как весь урок пытается успокоить "Васю", который от эмоций издает писк в течении всего урока. Урок не усвоен. Приходится создавать дополнительные факультативы по этому предмету. А они платные и не все родители могут себе их позволить.

К сожаление интеграция несет не только хорошее для детей с психофизическими особенностями, им несомненно это идет на пользу. Такие дети учатся правильно вести себя в обществе, и с помощью учителей многому учатся на индивидуальных занятиях. Особенно, если с ними есть Тьютер. Мне хочется сказать многим родителям, что бы они не боялись этого слова. Важно, что Тьютер поможет вашему ребенку усвоить намного больше, чем без него. Поверьте!

Как-то я помогала коллеге с таким ребенком на уроке математике, (ребенок не мог самостоятельно концентрироваться на заданиях и витал в облаках), за урок, мы с ним сделали три пропущенные темы! Нужно было лишь переводить его внимание на задание. Но у учителя, у которого в классе 20 человек, этой возможности нет.

И тут возникает еще одна проблема инклюзии. У нас это только в самом начале и не хватает, как подготовленных учителей, так и тех, кто готов быть Тьютером за копейки. А если ребенок буйный, то вообще тяжело найти сопровождающего, который не хочет быть покусанным или избитым. Еще не каждого человека в роли Тьютера, примет ребенок. Поэтому, нужно его находить еще в детстве.

Есть у меня знакомая, учится со мной на переподготовке "Логопедия" у которой двое детей аутисты. И она уже в детском саду добилась для них Тьютера. Это облегчило жизнь всем. Особенно воспитателям. Ребенок всегда под присмотром и не надо бросать всю группу, что бы догнать убегающего "Васю" из детской площадки.

Когда я пришла работать в школу учителем труда, то столкнулась с тем, что в этой школе есть не только интегрированные классы, но и специальный класс, где мне нужно было вести уроки. Знали бы вы, как я испугалась, когда один из учеников стал кричать на весь класс без причины... А ведь меня о таком не предупреждали. Никто не сказал, что вот в этом классе есть особенные детки, а этот класс вообще специальный. На мои вопросы отвечали, что дети нормальные... Либо уклончиво намекали, что у ребенка диагноза нет, так как мама против, а учить его надо... Это тоже проблема. Учителей не ставят в известность по диагнозам, учитель теперь должен сам "на глаз" определять, что с ребенком и находить к нему подход.

И побежала я переучиваться на логопеда, что бы хоть немного понимать, как работать с такими детьми. Потом прошла курсы по СДВГ и хоть немного поняла что к чему.

Знаете, что я поняла? Никуда человечеству от этого не деться. Детей с особенностями психотического развития становится все больше. Их не спрятать, их нужно интегрировать в современное общество. И без школы тут не обойтись. Либо индивидуальное обучение. Но индивидуальное обучение не сможет дать такому ребенку все, что он сможет получить в школе. Это и общение с другими детьми, и поведенческие примеры и навыки, которые он получает при дополнительных занятиях с учителями.

И только тогда из школы выйдет ребенок, который сможет нормально жить в обществе, настолько, насколько это возможно. Это понимают их родители. Поэтому они и борются за такое место в школе.

Я думаю, что со временем все начнет настраиваться, что-то будет меняться, что-то новое вводиться. Сейчас все в растерянности, но процесс запущен и идет отбор более качественных методов обучения таких детей.

Нам же остается только приспосабливаться к новым условиям работы и тоже учиться, учиться и еще раз учиться!

И еще хочется пожелать терпения всем нам. И родителям и учителям.