Найти тему

Если ребёнку с алалией так трудно заговорить, что же будет с ним дальше? Неужели школа станет для него сплошным мучением...

Оглавление

Такие естественные и "лёгкие" для всех умения говорить, слушать сказки, учить стихи, даются колоссальным трудом детям с речевыми нарушениями.

Но пройдя этот титанический речевой марафон до 6-7 лет, дети, в анамнезе у которых была алалия, нормально усваивают в рамках школьной программы математику, физику, химию.

Есть в этом некий парадокс.

В конце концов получилось!
В конце концов получилось!

Попробую предельно прозрачно ответить на вопрос родителей, который вынесла в заголовок.

Итак, ниже мой ответ коротко, без "воды"

Почему естественное умение говорить алалику дается на порядок сложнее, чем школьные знания?

В основе системного недоразвития речи лежат нарушения предметного восприятия и невозможность создания комплексов, связок произвольных координированных движений. Это мешает всему!!

Любые произвольные навыки опираются на гнозис (восприятие) и праксис (произвольные действия).

Когда мы вызываем речь у неговорящего ребёнка, мы как раз проводим базовую настройку гнозиса и праксиса, делая это практически в ручном режиме. Поэтому даются первые шаги на пути к речи с таким трудом.

Но система, отвечающая за осознанное восприятие и скоординированную деятельность, включается один раз!

Дальше она уже работает самостоятельно.

По пунктам перечислю то, что требует нашего пристального особого внимания:

  • Вызывание речи (от фонемы до фразы)
  • Запуск вербального мышления (речевое планирование и вербальная логика)
  • Произвольное запоминание и припоминание (умение удерживать схемы при подаче информации - рассказы, стихи)
  • Навык чтения
  • Навык письма
  • Навыки счета в рамках арифметики

По оптимистичным сценариям, при алалии данные задачи выполняются до 8-9 лет ребёнка. Менее оптимистично - до 10-12 лет.

Не стóит пророчить детям, прошедшим алалический путь развития речи, карьеру филолога, но любые технические специальности, творческие профессии, спортивные достижения им по плечу.

Максимально сжато описала тот путь, который предстоит пройти семье ребёнка, если он не смог заговорить сам. Краткость необходима, чтобы прогноз хранился в памяти единым "файлом". Конечно, нужны детали и подробности преодоления, они есть на канале в полном объëме. По мере освоения ребёнком новых навыков, открываем соответствующие подборки, но неделимый пакет под названием "куда мы идём", пусть будет у каждой мамы и у каждого папы.

Всем успехов в развитии речи!