«Дитя улицы, он не знал материнской любви. Он вырос в джунглях большого города и рано понял, что в этом бессердечном мире никто о нем не позаботится. Язык, повадки и неписанные законы преступного мира знакомы ему с детства. Здесь он завоевал признание. Но деньги, женщины, вино не приносят полного удовлетворения. Даже в обществе восхитительной блондинки Риты ему становится скучно...».
Читаем «Спутник кинозрителя» 1970 года (№ 7):
«Голубой лед».
В этом фильме не только лед голубой. Персонажи — тоже.
У серебряного призера чемпионатов Европы, мира и Олимпийских игр Александра Горелика, который играет главного героя картины, и у артистки балета Большого театра СССР Наталии Седых, играющей героиню, — явно «голубые роли». У второстепенных персонажей — тем более. А вот все остальное на экране — настоящее, яркое, интересное,
мастерство древние музы балетного и циркового искусства, слитые воедино.
Волнующая, приподнятая атмосфера большого спортивного соревнования возникает и покоряет нас сразу — с первых кадров картины. Чемпионат Европы. Многоязыкая речь. Яркие костюмы участников. Зрители, тренеры, репортеры, фотокорреспонденты. Бесстрастные судьи. Разминка пар, которым выпало на долю выступать первыми.
И во всем этом — какое-то ощущение предстоящего торжества, праздника, предвкушение встречи с прекрасным. Нашей молодой паре — Елене и Сергею Берестовым — достался номер один. Они открывают состязание. И открывают с триумфальным успехом. Всем ясно, что именно они должны взойти на золотую ступеньку пьедестала почета.
Но так изумительно выполнив обязательную часть программы, они вдруг намного слабее выступили в произвольной программе, потеряли «золото» и едва вытянули на «бронзу».
Почему? Ответить на этот вопрос мне, неспециалисту в спорте, трудно.
А вот ответ на вопрос «зачем» напрашивается сам собой: ради конфликта, для того, чтобы возникли «острые» повороты в сюжете и вообще было о чем рассказывать дальше.
Дальше рассказывается о сомнениях спортсменов, которые (вернее, Сергей), оказывается, не удовлетворены подготовленной программой, о мучительных поисках нового, своего почерка, стиля, наконец, о разногласиях, ссоре и даже разрыве между супругами на этой почве. Появляется у Елены и соперница...
Все это — реальные, жизненные ситуации, которые, казалось бы, могли обогатить, психологически углубить рассказ о спорте и его мастерах. А вот в фильме они выглядят надуманными, фальшивыми — и драматургам, и режиссуре не удалось раскрыть их правдиво и убедительно.
Это, конечно, досадно. Но... кроме трех первых частей, посвященных соревнованиям на первенство Европы, вас ждут еще повторы заключительные части, где показано соревнование на первенство мира. Здесь вновь предстанет во всем великолепии замечательное искусство фигурного катания на льду.
«Свой».
«… это разговор о важных житейских проблемах, исследование характеров героев, наших современников в обстоятельствах сложных, необычных, драматических, порой даже близких к трагическим.
На этот раз необычность обстоятельств состоит в том, что лицом подследственным оказывается... следователь, к тому же в преступлении подозревается человек добрейший, честнейший, пользующийся безграничным уважением и доверием окружающих. А проверить поступившее на Кошелева заявление поручено следователю Сергеевой, которая работает рядом с ним много лет, знакома еще со студенческой скамьи и в былые годы знала его весьма близко.
Вот это последнее обстоятельству и навело меня на размышления, приведшие к выводу, нелестному для Аграновича-сценариста. Видимо, не поверил он в обоснованность, общественную значимость и достаточность основной исследуемой ситуации: обвиняется друг, товарищ по работе, и каждый член коллектива должен отнестись к этому со всей серьезностью, добросовестностью, принципиальностью. А тут вводится дополнительное условие, необходимости в котором не было. Вводится, следовательно, для нарочитого усложнения, «обыгрывания».
С этой точки зрения представляется несерьезной, необоснованной и позиция самого Кошелева. В самом деле, как должен был поступить такой добропорядочный, во всех отношениях действительно «свой» человек, как Кошелев? Прежде всего — сказать правду. А он почему-то начинает темнить, изворачиваться. И тут не от жизни, не от характера героя, а явно от надуманной схемы идет сценарист, желая во что бы то ни стало закрутить по многим спиралям сюжетную пружину...
Мы не будем лишать зрителей возможности самим принять участие в ходе запутанного судебного следствия. Обратим лишь ваше внимание на то, что ведь, в сущности, не так уж важно, присвоил ли Кошелев полученную и не заприходованную им тысячу рублей себе, или отдал другому — в обоих случаях он совершил преступление, причинил государству убыток. А стало быть, должен получить по заслугам.
Однако эта мысль в фильме не подчеркивается. Авторы, конечно же, осуждают Кошелева, но, помимо их желания, это осуждение в значительной мере приглушается, затушевывается актерским обаянием Олега Ефремова.
Режиссер же Леонид Агранович не нашел выразительных киносредств, чтобы преодолеть нечеткость позиции сценариста, придать жизненную достоверность надуманным драматургическим ходам, большую определенность и мотивированность образам и поступкам героев.
Впрочем, не слишком ли много упреков в адрес фильма, интересного по проблематике, по материалу, наконец, отмеченного мастерством актеров-исполнителей. Ведь вместе с Олегом Ефремовым снялись в картине и его коллеги по театру «Современник» — Евгений Евстигнеев, в коротких эпизодах сумевший создать завершенный образ-характер руководителя научной лаборатории, и Алла Покровская, впервые выступающая в большой роли на экране, но уверенно, точно и тонко нарисовавшая объемный портрет следователя Сергеевой, из славной плеяды «современников» и Галина Волчек (Мамонова)…
«День и вся жизнь».
Один день — это день войны. День горя и радости. Отступающие под натиском наших гитлеровцы разгромили, сожгли село, хотели уничтожить всех жителей, да не успели. А радость в том, что спас Катю от верной смерти молодой лейтенант, ставший сразу дорогим, близким. Один день счастья. Потом — разлука, скрашенная надеждой на новую встречу. Потом — вся жизнь, полная повседневных забот, трудностей, сурового быта послевоенных лет. Сложная жизнь, согретая муками и восторгами материнства.
Катя прожила эту жизнь с достоинством и честью. Это человек цельной и чистой души, удивительного нравственного здоровья, какой-то врожденной и временем воспитанной чуткости к добру, красоте, справедливости к людям.
Очень хороший человек Виктор (Л. Куравлев) — сын хозяйки (В. Телегина), у которой она поселилась, поступив на работу в небольшом городке. Да вот же, сватаясь к ней, попрекнул «грехом» юности. Очень хороший человек Федор (В. Авдюшко), искренне полюбивший и Катю (Р. Рязанова), и ее сына Алешку. Но вот годится ли отрывать отца от детей? Лучше оторвать от своего сердца любовь, в которой нуждаются другие... А как поступить ей, когда, наконец, объявился отец Алешки (вернее, упорно, настойчиво разыскивал его Алеша и нашел-таки)?
Красивую, полную глубокого смысла жизнь прожила Катя не бесследно. И высшей наградой для нее стало счастье сына, воспитанного достойным наследником и продолжателем традиций, ратных и трудовых подвигов старшего поколения.
О простых людях, рядовых тружениках идет речь в этом непритязательном, скромном фильме, о нравственном облике русской женщины, о подвиге многих и многих советских матерей в трудные для Родины годы. Нет в нем ни роскошных декораций, ни эффектных массовых сцен — герои действуют в реальной обстановке повседневной жизни, красота которой не во внешнем антураже, а в глубине дум, чувств человеческих...
Прекрасный советский писатель Михаил Пришвин говорил о «зависимости от вещей», как об опасной болезни нашего века. Не коснулась эта болезнь Кати, как не коснулась она других наших женщин, достойных восхищения — Виринеи, Журавушки, председательницы колхоза и ее подруг по фильму «Бабье царство» и многих других героинь, о которых рассказал экран.
Что касается Кати, то рассказ о ней писатель Г. Бакланов ведет уважительно, правдиво, не приукрашивая жизнь и не сгущая красок, стремясь все время оставаться в русле ее естественного течения. В том же ключе решает фильм и молодой режиссер Юрий Григорьев (это первая его самостоятельная работа после картины «Сердце друга», поставленной вместе с Р. Григорьевой).
«Остров Волчий».
Прочитав название этой картины — «Остров Волчий», — вы, вероятно, подумаете, что о чем-то суровом и злом пойдет речь. Ничего подобного. Просто авторы отправили своих героев на остров, чтобы наблюдать за ними, так сказать, вне городской и сельской суеты.
Прием известный: к нему издавна прибегают многие авторы, чему классическим примером является Даниэль Дефо, который своего Робинзона Крузо и вовсе оставил в одиночестве на необитаемом острове.
Не скрою, что мне лично кажутся более ценными произведения, в которых человек рассматривается (и очень тщательно!) неотрывно от жизни общества — как индивидуум и как участник больших событий или явлений действительности, произведения, в которых через героев раскрываются идейные, философские концепции, свершения и тенденции современности.
Итак, остров Волчий почти необитаем. Тяжело больная Наталья лежит одна в таежной избушке, муж ее Авдей в фильме практически отсутствует — отправился за доктором; озлобленного, прикидывающегося ненормальным браконьера деда Нифонта мы увидим лишь в нескольких эпизодах (по справедливости говоря — неплохо сделанных артистом В. Колпаковым). И еще двое — пилот Тагилов (Г. Жженов) и доктор Таня (Т. Лаврова). Пилот, корректировавший бомбежку весенних ледовых заторов на реке, возвращаясь с задания, увидел на льдине в водовороте разлива женщину и спас ее. Это была Таня, направляющаяся к больной: она разминулась с поехавшим за ней Авдеем.
Авторы последовательны в своем стремлении максимально драматизировать ситуацию: при посадке на остров вертолет потерпел аварию, оба — и Тагилов, и Таня — получили тяжелые травмы, так что двое больных должны были ухаживать за третьей. Вдобавок дед Нифонт, приняв летчика за инспектора по охоте, натравил на него собаку, хватался за ружье и учинил пожар...
Как видите, для выявления высоких моральных качеств и героя, и героини авторы создали самые благоприятные условия. С целью показать, как «внешне простые, рядовые люди проявляют настоящий героизм и большое благородство», — как сказано в официальной аннотации. Остается добавить, что между Тагиловым и Таней возникает действительно чистое и благородное чувство. Как говорит сам герой, «еще вчера незнакомые друг другу люди вдруг становятся близкими, ты чувствуешь ответственность за них, и в то же время люди как-то, трудно сходятся друг с другом». Правда, последнее замечание оказывается верным далеко не всегда, но вообще-то в фильме высказанная героем мысль раскрывается достаточно отчетливо.
«Свадьба во дворце».
В этом фильме, действительно, от начала и до конца показана... только свадьба. Шумная, веселая, самобытная молдавская свадьба, в которой действующими лицами стали, кажется, все жители села.
Но можно ли растянуть показ одной свадьбы часа на полтора экранного зрелища? Конечно, в жизни свадебный пир и гуляния длятся намного больше, порой несколько суток, но если попросту заснять все происходящее на пленку — фильма-то все-таки не получится.
И вот авторы сценария К. Кодря, Г. Маларчук, режиссер В. Иовицэ придумали и реализовали хитрый ход: сначала происходит не настоящая свадьба, а ее репетиция. Дело в том, что не отличающийся скромностью председатель колхоза Моцой решил показать по телевидению первую свадьбу в новом, только что построенном Дворце бракосочетаний (на наших глазах спешно заканчивают его покраску). Режиссер телевидения и проводит теперь репетицию.
А пока суд да дело, пока идет предсвадебная суматоха — новое осложнение в сюжете: пропал жених, племянник председателя, специально им на эту «должность» выдвинутый. Пропал, благодаря козням соперника, влюбленного в невесту и явившегося на свадьбу как раз в тот момент, когда телепередачу откладывать дальше было уже невозможно...
Все это, конечно, несерьезно, однако, представляете, сколько неожиданных положений может возникать ежеминутно при такой ситуации? И возникает. Столько, что на фоне обыкновенной молдавской свадьбы разыгрывается по всем правилам жанра комедия, которая никого (разве что отчасти телевизионщиков и председателя) и ничего не высмеивает, не разоблачает, не осуждает, ничего не утверждает, она в меру сдобрена народной шуткой, напоена заразительной молдавской музыкой.
Словом, если в фильме «Голубой лед» вы увидите великолепно показанные соревнования спортсменов-фигуристов и ничего больше, то в этой картине вы увидите замечательно показанную молдавскую свадьбу. И ничего больше.
И то, и другое очень красиво, занимательно, познавательно, ценно — особенно для любителей спорта или этнографии. Но чтобы стать полнокровным произведением искусства, этого, конечно, недостаточно...
То, что показано в картине, выглядит достоверно. Еще бы, в «ролях» колхозников сняты настоящие жители молдавского села. Впрочем, и герои — не профессиональные артисты: невесту сыграла студентка Кишиневского университета Алла Степченко, одного из женихов — студент операторского факультета ВГИКа Юлиан Флоря, а ученого-этногра- фа — известный в республике художник-карикатурист Глеб Саинчук.
Что еще хорошо в фильме — это прекрасно снятые оператором П. Баланом сельские пейзажи.
«Десять зим за одно лето».
Еще один фильм молдавских кинематографистов выходит в июле — «Десять зим за одно лето». Факт сам по себе отрадный, свидетельствующий о творческой активности республиканской студии.
О чем же поведает новая картина?
1. О бывшем передовом скотнике Штефане, который, вернувшись из армии, узнал, что его возлюбленная вышла замуж за другого. Выяснению сложных отношений, сложившихся между ними, посвящена первая новелла.
2. Об Ионе — уроженце этого села, артисте цирка (он там гири поднимает и подковы гнет). А дома, в деревне, которую он посетил со своей спутницей, ему так понравилось, что уезжать не хочется. Построил бы себе хату, поступил работать в кузницу. Да нельзя — сельчане обидятся, ведь он знаменитость, их гордость, их слава...
3. О молодом священнике, который и в бога-то сам, пожалуй, не верит... Влюбился он в заезжую спортсменку и теперь мучается: то ли плюнуть на сан, то ли продолжать тянуть лямку дальше.
4. По сравнению с историей столь «типичного» для села персонажа, как цирковой артист, или с «актуальной» проблемой, волнующей сельского священника, тема четвертой новеллы представляется прямо-таки животрепещущей. Тодерикэ и Тинка любят друг друга, а родители обоих против их брака. Вот и приходится старому Тулбурелу, музыканту, весельчаку, мудрецу, этакому молдавскому Кола Брюньону (К. Константинов) взять на себя заботу об их судьбе...
Ну что ж, и отдельные герои фильма незаурядны и самобытны, и отдельные ситуации интересны, и показано все это с любовью к селу, к простым труженикам, порой с улыбкой, порой с легкой грустью. Так что не удивительно, если картина привлечет внимание зрителей.
Но хотелось бы обратить внимание вот на что. Кинематографисты Молдавии в официальной аннотации фильма напомнили: о том, что произошло в свое время в селе Редю-Маре, о том, как лилась здесь кровь борцов за Советскую власть, о том, как в жестокой классовой борьбе рождался колхоз, было рассказано в фильме «Горькие зерна».
Одним из авторов его сценария был В. Гажиу. Теперь он же — как автор сценария (совместно с В. Егоровым) и постановщик «Десяти зим за одно лето» — рассказывает о сегодняшних днях того же самого села Редю-Маре...
И вот, сопоставив эти два фильма, видишь, что в первом разговор шел по большому счету, о коренных проблемах действительности. А за тем, что показано во втором, как бы все ни было хорошо показано, не разглядишь того большого, настоящего, важного, что характеризует жизнь современного большого села Советской Молдавии...
«Тройная проверка».
Детективным жанр представлен в июле латышским фильмом «Тройная проверка».
Сделан он по всем правилам детективно-приключенческого жанра. Тут и тайные встречи, и похищения секретных документов, и стрельба, и погони.
Смотришь и вспоминаешь: вот такая же ситуация возникала в картине «Путь в «Сатурн», вот нечто подобное было в таком-то детективе, а вот это — в таком-то. И даже становится интересно: сравниваешь, где же сделано лучше...
Впрочем, говорится это не в упрек авторам (сценарий А. Донатова и О. Кубланова, режиссер А. Бренч) — трудно сказать новое слово в кинообласти, пожалуй, наиболее разработанной кинематографистами и принятой зрителем.
И создатели «Тройной проверки» нового слова не сказали. Но лежащую в основе сценария историю, которая имела место в действительности — о том, как в сентябре 1943 года удалось дезинформировать противника, снабдив его ложными данными о силе и направлении контрудара советских войск под Ленинградом — они рассказали толково и вразумительно, актеры сумели изобразить своих героев полнокровно, жизненно-достоверно.
Фильм сообщит зрителям и нечто, в других подобных лентах не показанное: как организовывались в тылу ложные передвижения наших войск, чтобы подтвердить фальшивые данные, сообщенные вражескому командованию. Это хорошо. Но в то же время надо отметить в фильме несколько явных небрежностей: очень уж легко удалось Климову получить фотографии агентов абвера, засылаемых в наш тыл; слишком легко и быстро заставил он стать своей сообщницей «Монну-Лизу» — заведующую увеселительным заведением; многовато метража отдано показу бегущих с баржи, спасающихся женщин, к тому же в этой трагической ситуации вряд ли стоило фиксировать внимание камеры на их ножках; наконец, чересчур «мажет» Ахмед, стреляя в беглецов с 15—20 метров, тогда как на занятиях в школе и он, и другие курсанты показали сверхснайперскую меткость.
В целом сделана картина на добротном профессиональном уровне и любителям детективно-приключенческого жанра доставит немалое удовольствие, рассказав еще раз о силе духа, мужестве, патриотизме и доблести советских людей, советских разведчиков.
«Вешние воды».
Как правило, зрители, критика относятся к экранизации литературной классики ревниво, настороженно. … Настороженность эта повышается, когда предстоит встретиться на экране хорошо известное с детства литературное произведение, экранизированное на иностранной киностудии.
«Вешние воды» поставлены в Чехословакии режиссом Вацлавом Кршкой. …
Одно бесспорно: чехословацкие кинематографисты отнеслись с большим уважением к литературному первоисточнику. Сделан фильм людьми, отлично знающими творчество классика русской литературы И. С. Тургенева.
Почему именно «Вешние воды» привлекли их внимание? Скорее всего потому, что это — мелодрама. Здесь и испепеляющая страсть Дмитрия Павловича Санина, и роковая женщина-вамп Мария Николаевна, и романтическая дуэль героя с заносчивым немецким офицером-аристократом, и балы в роскошном замке, и пикники на природе. А скачки в лесу! Она — амазонка в пурпурно-красном облегающем платье со шлейфом, он — в сине-голубом камзоле и белых лосинах мчатся по изумрудно-зеленому лесу навстречу сжигающему их влечению...
Красиво! Просто дух захватывает. Причем настолько, что вместе с Саниным быстро забываешь о юной, чистой Джемме, отдавшей ему свою первую любовь, и о том, что повесть Тургенева еще — о лишних людях, что окрашена она немалой долей разочарования в русском образованном дворянстве, столь точно обрисованном в книгах великого писателя.
Впрочем, эти замечания продиктованы той самой повышенной ревностью, о которой говорилось выше.
«Белые волки».
На протяжении более чем полувека Голливуд поставлял на экраны мира ковбойские фильмы. Многие из картин жанра «вестерн» критики называли «лошадиными операми». Довольно меткое определение. Продолжая худшие традиции литературы о коренных жителях Америки — индейцах, — американские кинематографисты в сотнях и тысячах своих фильмов воспевали «героизм», суровую простоту «мужественных» белых траперов и ковбоев, которые были «вынуждены» защищать свою жизнь от «кровожадных дикарей», не поддающихся цивилизации.
Историческая правда о том, как буквально на костях большинства индейских племен закладывался фундамент финансового могущества Рокфеллеров, дюпонов и морганов, в этих фильмах беспардонно извращалась и фальсифицировалась. Подтверждением этому служит и то, что три года назад канадские индейцы обратились в департамент культуры с предложением содействовать созданию хотя бы одного фильма, в котором индейцы будут показаны людьми, а не полуживотными. Сведений о том, что канадские кинематографисты откликнулись на просьбу, пока нет.
Восполнить этот пробел решили работники кино Германской Демократической Республики в содружестве с югославской киностудией «Босна-фильм».
На наших экранах с большим успехом прошли «Сыновья Большой Медведицы», «Чингачгук — Большой змей», «След Сокола». Завершает этот цикл фильмов картина «Белые Волки».
В единоборство с белыми хищниками вступает отважный вождь одного из индейских племен Зоркий Сокол. С исполнителем этой роли югославским актером Гойко Митичем мы знакомы по предыдущим фильмам этой серии.
...Чтобы устранить конкурента, в руках которого сосредоточены скупка и продажа золота, добываемого в этих местах, представитель вашингтонской фирмы Харингтон нанимает бандитов. Ограблен транспорт с деньгами. Люди Харингтона обвиняют в ограблении ин-дейцев и убивают молодую- жену Сокола. Тот клянется отомстить убийце.
Так начинается этот фильм. Удастся ли Соколу выполнить свою клятву? Об этом расскажет экран.
«Девичий заговор».
Веселые недоразумения начинаются в этом фильме с первых же кадров. С оркестром, хлебом-солью встречают местные власти воинов-победителей, прибывающих на поселение на новые, необжитые земли Восточной Силезии. Однако оказывается, сюда приехали только что демобилизованные... девушки. Как-то они будут хозяйствовать в отведенном им полуразрушенном имении? Наверное, хорошо. Порукой тому крепкая военная дисциплина и твердость характера командира женского подразделения поручика Кристины Громович.
По тому, как соскучившиеся по мирному труду девчата взялись за хозяйство, будущее казалось прекрасным. Но вот первое испытание. Соседями у девушек оказались тоже поселенцы, фронтовики-мужчины. Да к тому же не имеющие ни родных, ни близких.
Придется не только трудиться, но и стоять на страже своей независимости. Кристина напоминает подчиненным: — Помните наш уговор? После войны полгода не смотреть на мужчин.
Итак, снова борьба, только теперь уже в мирных условиях. «Война» ведется по всем правилам военного искусства, с караульной службой, дозорами и пикетами, смелыми рейдами в тыл «противника», захватом трофеев и военными хитростями.
Поначалу силы противников равные. Предугадать, кто выйдет победителем, невозможно. Правда, у мужчин есть некоторые преимущества. Они не давали обета избегать женщин, не смотреть на них. Да, наверное, и дав такой обет, легко нарушили бы его без угрызений совести. Чересчур уж велик соблазн...
Из сказанного ясно, что «Девичий заговор» — комедия положений с большим количеством действующих лиц. Что же касается ее героев, то они отнюдь не комедийны, да и общий тон повествования, так сказать, облегченно-реалистический...
Думаю, интерес к этому фильму со стороны зрителей возрастет, когда они узнают, что в главных ролях заняты такие популярные польские артисты, как Александра Заверушанка, Зофья Мерле, братья Дамецкие, Ян Махульский и многие другие.
С режиссером этого фильма и одним из авторов сценария Иеронимом Пшыбылом мы знакомы по веселому приключенческому фильму «Париж—Варшава без визы», который демонстрировался на наших экранах.
«Не промахнись, Асунта».
Предпосылкой к теме картины режиссера Марио Моничелли снова послужила острейшая социальная проблема Италии — проблема семейных взаимоотношений и законов. Но если в двух предыдущих, известных нам картинах, которые также были посвящены этой теме, — «Брак по-итальянски» и «Развод по-итальянски» — драматизм ситуации был местами смягчен (а местами подчеркнут) комедийным колоритом, то «Не промахнись, Асунта» — комедия в чистом виде.
Здесь дело не доходит не только до развода, но и до... брака. Юная сицилианка Асунта похищена. Правда, произошла ошибка. Винченцо — этакий первый парень сицилийской деревни — даже восклицает в отчаянии, когда похитители вталкивают худенькую Асунту: — Но, синьоры, я имел в виду толстушку!..
Дабы избежать последствий, Винченцо бежит в Англию.
Однако сицилийский обычай кровной мести не признает границ, в том числе и государственных. И Асунте остается только положить в черную сумочку пистолет и отправиться на поиски подлого изменника...
Картина полна самых неожиданных ситуаций. Юная сицилианка, дитя природы, в Англии живет и действует по законам и правилам своей темпераментной родины. Уже одно это открывает перед авторами огромные комедийные возможности.
Но самая большая неожиданность, поджидающая зрителя картины: под «личиной» Асунты «скрывается» прославленная актриса Моника Витти. В комедии «Не промахнись, Асунта» она предстает перед нами в новом, совершенно неожиданном качестве — блистательной комедийной актрисы.
Наша пресса уже говорила об этом фильме, который прежде назывался «Девушка с пистолетом», как о чисто коммерческом. Что ж, с этим определением можно согласиться. Но все же картина, хотя и косвенно, несомненно борется с закостенелыми традициями и законами оружием смеха.
Асунта все-таки промахнулась. Она не сумела отомстить Винченцо по законам Сицилии. Но это не значит, что не отомстила вообще...
«Поездка отца».
Современный, да и не только современный, капиталистический город со всеми его соблазнами и пороками — и патриархальная деревенская чистота нравов и взаимоотношений; городской комфорт — и сельская простота и непритязательность. Город, как молох, безжалостно растаптывающий неприспособленных к ритмам его жизни доверчивых селян. Тема для искусства — извечная, много раз варьируемая и кинематографом, в том числе французским.
Режиссера Дени де ля Пательера наши зрители знают по таким, значительным своим социальным подтекстом, фильмам, как «Улица Прери» и «Сильные мира сего» с неповторимым Жаном Габеном.
Очевидно, режиссер обратился к событиям романа «Поездка отца» Бернара Клавеля потому, что его заинтересовали социальные мотивы этого произведения, в котором рассказана трагическая история Марии-Луизы Кантен, ставшей жертвой современного капиталистического молоха.
К сожалению, в фильме социальные мотивы романа не выявлены отчетливо, они остались за кадром, не особенно убедительно прозвучав лишь в репликах одного из героев фильма — молодого сельского учителя Фредерика. Итак, драмы, тем более социальной, на экране не будет. А вот драма семейная, даже отчасти мелодрама, безусловно, состоялась.
Во вступительных титрах картины сказано: производство «Ле фильм Гафер». Так назвали организованную ими фирму два крупнейших французских актера Габен и Фернандель. «Поездка отца» — результат делового сотрудничества этих популярных артистов.
В роли фермера Кантена выступает крупнейший комик французского экрана Фернандель. Уж такова магическая сила притяжения этого имени, что одно упоминание его вызывает добрую улыбку. Что может быть смешнее, нелепее Казимира, агента по продаже пылесосов, или французского таможенника с итальянской фамилией Пасторелли (в фильме «Закон есть закон»).
Здесь нужно оговориться. Фернандель в «Поездке отца» предстает перед нашим зрителем в совершенно новом виде. Раздавленный горем отец, узнающий о том, что его дочь преуспела в городской жизни не честным трудом, а торгуя своей любовью, не может быть персонажем комическим. В подобной ситуации фарсовая маска Фернанделя стала бы кощунством. Поэтому знаменитый комик использует здесь другие краски актерской палитры, которыми он до сего времени пользовался весьма осторожно. Это очень грустно — задумавшийся Фернандель. Фернандель, который не показывает, доводя до шаржа, до гротеска, состояние своего героя, а живет им.
Итак, зрителям предстоит новая и неожиданная встреча с Фернаном-Жозефом-Дезире Контанденом, завоевавшим мировое признание под именем Фернанделя.
«Цветок и камень».
И в обществе красавицы Риты (Шасхикала) не почувствовал себя счастливым бывший беспризорник Шака (Дхармендра).
— Долгие годы я наблюдал бездомных детей, выброшенных на улицу жизнью. Я видел детей, выпрашивающих милостыню на тротуарах, сидящих голышом у грязных сточных канав, существ, не знающих улыбки детства. Чем мы можем помочь этим несчастным маленьким гражданам? При виде их я думал: только вступив на путь преступлений они могут вырвать у общества блага, к которым стремятся все.
Так говорит режиссер Ральхан, объясняя мотивы, побудившие его поставить фильм «Цветок и камень».
Что привело героя фильма, красавца Шаку, в преступный мир? Кто научил его быть жестоким, не стесняться в выборе средств для того, чтобы пользоваться благами жизни, не считать деньги, идущие на удовлетворение его прихотей?
Дитя улицы, Шака не знал материнской любви. Он вырос в джунглях большого города и рано понял, что в этом бессердечном мире никто о нем не позаботится. Язык, повадки и неписанные законы преступного мира знакомы ему с детства. Здесь он завоевал признание. Но деньги, женщины, вино не приносят полного удовлетворения. Даже в обществе восхитительной блондинки Риты ему становится скучно...
Построенный по законам мелодрамы «Цветок и камень» отличается постановочным размахом, хорошей операторской работой, уверенной режиссурой, в фильме много музыки и прекрасно поставленных танцев.
Жаль, что авторы фильма, взявшись рассказать о тех, кого условия жизни приводят на путь преступлений, взывая к общественной гуманности, оперируют только извечными категориями добра и зла, не делают даже попытки вскрыть социальные причины, поставившие их героев в положение отбросов общества.
Правда, Шака сумел вырваться из цепких лап бандитской шайки. Но для этого он должен был встретиться при трагических обстоятельствах с нежной и беззащитной Шанти и полюбить ее. Ну, а сотни и тысячи подобных ему? Найдут ли они своих Шанти? Вряд ли при всем уважении к великой силе любви можно в ней видеть действенное средство борьбы с таким социальным злом современного капиталистического мира, как преступность.
«Квартира».
Холостяк Бакстер (Джек Леммон) имеет отдельную квартиру, что и помогло ему сделать молниеносную карьеру. Однако закончилась эта карьера, не успев начаться...
Драйфс невольно прислушивался к тому, что происходило за стеной, в квартире соседа-холостяка. Как-то, встретившись на лестничной площадке с Бакстером, он сказал: — Не могли бы вы оказать небольшую услугу нашей университетской лаборатории?
— Я? — удивился Бакстер.
— Перед смертью, а она скоро вас настигнет при таком образе жизни, ...завещайте ей ваше тело...
Вероятно, при такой характеристике, данной Бакстеру соседом, герой этого фильма и образ его жизни заинтересуют зрителей. Тем более, что виновник всего происходящего в квартире Бакстера не сам Бакстер, а его друзья и начальники по службе. Это они веселятся у него со своими подружками, «отдыхая» от семейной жизни.
Начальников много, а скромный, тихий Бакстер один. Стараясь им удружить, Бакстер часами простаивает под дождем, дожидаясь, когда в окнах его квартиры, наконец, погаснет свет, а то и проводит ночь на вокзальных жестких диванах. Правда, со временем эти «лишения» начинают себя окупать. Перепрыгивая через ступеньки табелей и рангов, Бакстер возносится по служебной лестнице. И вот, достигнув положения, о котором он совсем недавно и мечтать не смел (у него отдельный кабинет и даже личный туалет), забитый клерк подымает бунт, он начинает требовать к себе уважения...
Как это произошло, рассказывает в своей кинокомедии режиссер Билли Уайлдер, высмеивая нравы американского бизнеса. На нашем экране уже были его фильмы «Свидетель обвинения», «В джазе только девушки».
Наверное, зрители запомнили в последнем кинофарсе с переодеваниями одного из популярнейших американских киноактеров Джека Леммона. В фильме «Квартира» он играет роль незадачливого мистера Бакстера. Посмотрев эту картину, вы, очевидно, согласитесь, что нужно обладать незаурядным мастерством, чтобы создать на экране характер, играя, в сущности, его отсутствие» (Белявский, 1970).
Автор статей в этом номере «Спутника кинозрителя» - кинокритик Михаил Белявский (1904-1982).
(Спутник кинозрителя. 1970. № 7).