Атмосферная драма Ларса фон Триера «Меланхолия» (2 011г.) в художественной форме рассказывает о депрессии, разрушении, столкновении с фантазией и реальностью перед лицом всемирной катастрофы. Композиционно фильм разбит на две равные части, в которых мы знакомимся с сестрами Жюстин и Клэр. В их лице фон Триер изображает себя, свои собственные части, одна из которых стремится к жизни, Клэр, а другая движется к смерти, Жюстин.
Ларс фон Триер признавался, он снимал фильм в момент глубокой клинической депрессии. «Меланхолия» - это несколько устаревшее название депрессии, о которой писал Зигмунд Фрейд в работе «Печаль и меланхолия». В этой работе Фрейд разделяет печаль (горе) и собственно меланхолию (депрессию). Триер описывает процесс возникновения депрессии как нечто необратимое и неизбежное. «Меланхолия» - это его исповедь, его психотерапия.
Картина начинается со свадьбы Жюстин, торжество организовывает ее старшая сестра Клэр. Лимузин, на котором едут жених и невеста, никак не может проехать к шикарному замку по узкой, извилистой дороге. Подобно ребенку, который движется по родовым путям, Жюстин с трудом добирается до места проведения торжества. Она и не спешит на свадьбу. Создается впечатление, что-то тревожит и пугает героиню, но выразить что именно, у нее не получается.
Гости давно ждут жениха и невесту, все готово к их приезду. За столом сидят родители Жюстин и Клэр, как мы впоследствии понимаем, они в разводе. Отец Жюстин заигрывает с двумя женщинами, ведет себя дурашливо и несерьезно. Его поведение вызывает стыд у Клэр, Жюстин же поведение отца забавляет. Она вымученно улыбается гостям и жениху, пытается радоваться торжеству, но у нее это совсем не получается.
Мать Жюстин и Клэр совсем не рада замужеству дочери, она ненавидит свадьбы и откровенно признается в этом. Женщина не хочет поздравлять дочь и отказывается говорить свадебный тост, но в итоге произносит такую уничижительную речь по поводу брака и замужества как такого, что гостям становится неловко. На Жюстин нет лица, мы понимаем, в отношениях героини с родителями много напряжения и боли.
Закрадывается вопрос, зачем Жюстин решила пригласить мать на свадьбу, зная о том, что она резко против замужества и может сорвать свадебную церемонию. Предполагаю, мать героини выражает нежелание самой Жюстин вступать в брак, которое она не осознает. Она чувствует себя обязанной мужу сестры, который организовал торжество, и в тоже время она глубоко несчастна. Жюстин постепенно заходит в фазу глубокой депрессии, которую символизирует приближающаяся к Земле планета Меланхолия.
Клэр наблюдает за Жюстин, она просит сестру держать себя в руках, но Жюстин не может справиться со своими чувствами. Она ищет поддержки у матери, но та привычно отвергает дочь. Между матерью и дочерью нет связи, контакта. Жюстин испытывает сильную сепарационную тревогу, она боится потерять мать, потерять важный внутренний объект, но мать не дает шанса приблизиться к ней, она выталкивает Жюстин из близких отношений.
Жюстин ищет успокоения в воде, она погружается в ванну как в символическую утробу матери.
Внутри героини – зияющая пустота, она либидинозна не наполнена, психически истощена. Можно предположить у Жюстин глубокую анаклитическую депрессию, внутри она мертва. Образ Жюстин символизирует деструктивное движение, влечение к смерти, которое проявляется в поведении героини, ее действиях и поступках.
Мать героини символизирует плохой внутренний объект, ее жених Майкл – хороший, поэтому Жюстин не может быть с ним. Жених пытается «оживить» невесту, показывает ей фотографию сада, который он купил для них. Майкл рассуждает о их совместном будущем, планирует детей, однако, не может почувствовать, насколько Жюстин далека от него.
Она все больше погружается в себя, используя шизоидные защиты (изоляция аффекта, отрицание, расщепление).
Ее манит холодный свет Антареса, Жюстин завороженно наблюдает за ним. Символически мать Жюстин изображена созвездием Скорпион, ее яркий свет озаряет, но не греет, не питает. Это плохая, пустая, не кормящая грудь, которая остается внутри Жюстин, она разрушает ее изнутри, отравляет ее как яд скорпиона. Жюстин идентифицируется с матерью, ее безжалостностью, холодностью и садизмом.
Чтобы сохранить Майкла в качестве хорошего внутреннего объекта, она рвет с ним отношения. Она садистично бросает жениха, ругается с работодателем, разрушает контакты, рвет связи. Жюстин постепенно погружается в глубокую депрессию, которую символизирует стремительно приближающая к Земле планета Меланхолия.
Образ сестры Жюстин, Клэр, символизирует Землю. Постепенно две планеты (символизирующие влечения к жизни и к смерти, жизнь и разрушение) приближаются, вступают в контакт и соединяются.
Происходит слияние, которого так жаждет Жюстин, так как патологический симбиоз – это единственная форма отношений, на которую она способна.
В начале фильма есть кадр, где две планеты образуют фигуру, похожую на женскую грудь и сосок. Приближающая к Земле планета – это и есть фантазийная материнская грудь. Она пугает Клэр, так как несет неопределенность и разрушение, и в то же время манит и соблазняет Жюстин (кадр, где обнаженная Жюстин купается в холодных лучах Меланхолии и наблюдает за ней как младенец за грудью матери).
Сама Жюстин символизирует плохую грудь. Жюстин находится в симбиотическом слиянии с матерью, но так как ее мать символически мертва и репрезентирует плохой внутренний объект, единственный выход остаться с ней в симбиозе – это глубокая депрессия, в которую погружается героиня.
Триер показывает, как приближающаяся катастрофа по-разному действует на людей и природу. В начале фильма с неба падают птицы, которые символично изображают чувства, эмоции, звучит тревожная и величественная музыка, оживают картины, образы.
Как будто весь мир переворачивается, сходит с ума. Так и люди перед лицом опасности, катастрофы переходят на шизо-параноидную позицию, они в ужасе, не могут справиться с сильнейшей тревогой, страхом аннигиляции, уничтожения.
Муж Клэр совершает самоубийство, не в силах противостоять сильнейшей тревоге и ужасу. Клэр в отчаянии пытается увезти сына из дома, но не может покинуть территорию замка.
Да и куда бежать, когда вокруг хаос и разрушение?
Лишь Жюстин спокойна, ей нечего терять, так как внешняя ситуация отражает ее внутреннее ощущение мертвенности и пустоты. Она говорит, на Земле нет ничего хорошего, поэтому оплакивать и сожалеть ей не о чем.
Жюстин не может горевать, так как внутри нее частичные, плохие объекты, она находится в расщеплении и не может найти в себе то, что можно оплакивать, о чем можно печалиться (горевать).
Меланхолия – это депрессия без объекта: нарциссический объект помещается внутрь себя, происходит идентификация с этим объектом.
Жюстин пытается поглотить объекты, разрушить их (аналогия с надвигающейся на Землю планетой Меланхолия). Она завидует Клэр (которая функционирует на депрессивной позиции в первой части фильма и на шизо-параноидной во второй), поэтому она разрушает то, что ей дорого.
Так как единственно возможные отношения для Жюстин – это симбиоз, она стремится к тому, чтобы слиться с матерью, отцом, женихом, но они отталкивают ее. Клэр испытывает к Жюстин амбивалентные чувства любви и ненависти, она пытается помочь сестре выбраться из пучины депрессии, но сама погружается в нее. Жюстин разрушает то, что дорого Клэр, она метафорически лишает ее мужа, так как для симбиотического слияния нужны двое. Симбиоз в тройке невозможен.
Клэр и Жюстин – это две части их матери, точнее представления Триера о ней, одна символизирует любовь и жизнь, вторая – смерть и разрушение, одна питающая, хорошая грудь, вторая – пустая, плохая грудь. Первая – отдает, вторая – забирает.
Мы можем фантазировать, образ планеты Меланхолии – это образ фантазийной материнской груди, которую галлюцинирует младенец (то есть сам режиссер).
Все герои фильма – это внутренние объекты самого Ларса фон Триера: Клэр – хороший аспект матери, Жюстин – разрушительный, депрессивный, Лео – детская часть фон Триера. Они нужны для того, чтобы описать ранние, младенческие фантазии режиссера о материнской груди.
Предполагаю, в раннем опыте отношений режиссера с материнской фигурой были некие сложности, нарушения. Деструктивные, разрушительные аспекты Жюстин отражают опыт контакта режиссера с его матерью, который травмировал и ранил его. Однако в конце фильма герои находят утешение, успокоение в символической материнской утробе, шалаше, который строит Жюстин для Клэр и Лео.
Мы можем рассматривать депрессию в контексте фильма как символическую смерть, замирание, умирание, но можем заметить и другие аспекты этого состояния. В какой-то степени депрессия дала Жюстин освобождение от боли и тревоги, дала возможность соединиться с материнской фигурой в вечном симбиозе, вернуться туда, откуда началась жизнь, в лоно матери.
Вернуться туда, где ей было безопасно.
психоанализ, депрессия, меланхолия, горевание, Ларс фон Триер