Наслаждение от милостыни есть наслаждение надменное и безнравственное, наслаждение богача своим богатством, властью и сравнением своего значения с значением нищего. Милостыня развращает и подающего и берущего.
— Фёдор Достоевский.
Вчера, прогуливаясь в центре Ставрополя, я заметил как ко мне направляется ребенок лет 8-9. Я фотографировал фонтан, с символичным названием «Дети», на бульваре Ермолова, когда этот малец подошёл и попросил денег. Поскольку я очень часто путешествую по странам ЮВА, то у меня, можно сказать, выработалась способность легко отказывать на всякие подобные просьбы. В таких странах как, Камбоджа, Филиппины, Индонезия детское попрошайничество можно встретить на каждом шагу, а потому я привык к такому и на жалость меня развести очень сложно, даже если это будет ребенок.
Но в этот раз, после того, как паренек услышал мой отказ, он, максимально жалобным голосом попросил купить ему еды. Голос был настолько наигранно-жалобным, что я даже не расслышал, что он хочет от меня, после моего отказа. Он повторил свою просьбу купить ему еды, а я повторил свой первый отказ.
И вот сразу после этого я испытал какое-то необычное, для такой ситуации, негодование и сильное раздражение. Я пошёл по аллее, разрываемый от осознания того, насколько сильные чувства меня захлестнули. Мне стало совсем не по себе.
Кстати, вот этот малец, он попал на снимок, когда я делал фотографию фонтана.
Как видно на фото, он целенаправленно шёл именно ко мне.
Так откуда появились эти неприятные чувства? Неужели я настолько жестокий и бессердечный, что не в состоянии купить ребенку еды? Мне жалко денег? А должен я вообще это делать? Мысли вихрем крутились в голове, провоцируя меня провести глубокий самоанализ. Я прекрасно понимаю, что кто-то бы на моем месте отказал, и в ту же минуту забыл об этом. Но у меня голова работает по другому и очень часто, после какой-то моей реакции, я начинаю анализировать что это было и почему я испытал именно такие чувства.
Почему я испытал сильное раздражение после этой просьбы у меня денег и еды?
Я поделюсь с читателями своим самоанализом и приглашаю обсудить эту ситуацию в комментариях.
К сильному раздражению привели три фактора: ненормальность, чувство что меня обманывают, манипуляция.
1) В нашей стране детское попрошайничество — не норма
В начале статьи я упомянул цитату Федора Достоевского. Он жил в то время, когда попрошайничество, в том числе и детское, было очень распространенно, и не только у нас в стране, но и, наверное, во всем мире. Дети на паперти — популярная иллюстрация прошлых веков. А потому, давание милостыни в то время, было что-то сродни проведению ритуала. Состоятельный человек того времени, словно совершал какой-то божественный ритуал, подавая нищему. Именно поэтому Достоевский мог рассуждать об этом так, как он сделал в приведенной цитате. Но к счастью, мы живем в совершенно иных условиях. Сегодня у нас в стране не существует беспризорников — детей, которым необходимо было бы подаяние. А значит, о ребенке заботятся либо — родители(опекуны), либо — государство. Третьего не дано. В нашей стране люди, в том числе и дети, не умирают от голода на папертях. Именно глубокое осознание того, что в наше время это не норма и вызывает внутри логичное и очень сильное сопротивление! Ребенок, просящий у меня деньги или просящий купить ему еду — эпизод из чужого мира. Это — ненормальность. От этого осознания вытекает следующий фактор.
2) Ложь
Учитывая первый пункт, я на подсознательном уровне чувствую, что подошедший ко мне ребенок пытается меня обмануть. По его внешнему виду было прекрасно понятно, что на нуждающегося он не похож. У паренька хорошая одежда, обувь и даже сумка-бананка на груди. К тому же, как мне показалось, шёл он ко мне скорее деловой походкой. Сознание сразу считывает ложь, а отсюда проистекает и нежелание поддаваться этой демаскированной лжи. Это понятное нежелание быть обманутым. Именно поэтому, вместо разговоров: «а где твои родители, которые должны давать тебе денег и кормить тебя» — я предпочитаю отказать, прямо сказав, что деньги не раздаю.(Я не говорю, что денег нет, я именно говорю, что не даю деньги). Я не хочу давать повод человеку углубляться в своей лжи, придумывать и доносить до меня причины того, как же он оказался в этой ситуации(это очень актуально в отношении попрошаек на вокзалах, которые якобы остались без денег и не могут добраться домой в деревню). Когда человек понимает, что его хотят обмануть, конечно же у него будет неприятие и даже раздражение, сильное раздражение. Ну и самый интересный, третий фактор!
3) Манипуляция
Я не знаю, откуда дети учатся попрошайничать — вряд ли этого паренька выпрашивать деньги отправили родители, так как повторюсь, одет он был отлично — но не могу не отметить, что просьба купить еды, это прекрасная манипуляция. «Не хочешь давать деньги — дай хотя бы еды, сжалься» и ты уже в состоянии должника, от которого требуют проявление доброты. При такой манипуляции человек может уже не думать : «а где же родители этого ребенка, почему он выпрашивает деньги, а голодный ли он?» В голове "сигналит" лампочка под названием «алчущий ребенок».
Суть любой манипуляции — психологическое давление, принуждение сделать что-то вопреки своему желанию. Просьбой о еде ребенок буквально давит на тебя, подталкивая сделать то, что тебе не хотелось делать секунду назад, когда он просил у тебя деньги. Возможно, подразумевается расчет на то, что услышав «зов алчущего» ты протянешь деньги, понимая, что вот он на них пойдет и купит еды. Ну или ты можешь пойти и купить ему в кафе бургер, и тогда вместо денег он просто поест нахаляву. И вот когда ты сразу считываешь попытку манипуляции — чувства раздражения накрывает моментально. Это ответная реакция на психологическое давление (напомню, что паренек не сидел и просил милостыню, а именно подошёл и обратился лично ко мне с этой просьбой).
Когда я осознал, откуда именно появилась такая острая внутренняя реакция, я наконец-то успокоился, так как нашёл ответ. Нет, такая реакция не свидетельствует о том, что я какой-то плохой или злой. Это ответ на ложь и манипуляцию.
Расскажите, сталкивались ли вы когда-нибудь с чем-то подобным? Испытывали ли подобные чувства? Что думаете о такой ситуации?
P.S. Пока набирал эту статью, вспомнил попрошаек, за которыми я наблюдал в Стамбуле, на мосту Галата. Это просто бесподобно! Приходит на мост женщина, которая очень плохо выглядит. На ней грязная одежда. Рядом чумазый ребенок с взъерошенными волосами, примерно 5-6 лет отроду. Она достает из сумки газету и раскладывает на этой газете пищевой мусор: пластиковые бутылки, недоеденные булки, кетчуп, обертки какие-то и гнилые фрукты, банановую кожуру и т.д. И вот она выкладывает это всё на газетке — я мог долго это наблюдать, так как снимал в этот момент рыбаков и залив на видео — создавая иллюзию артхаусного беспорядка. Садится перед этим «натюрмортом», усаживает ребенка так, чтобы он рылся в этих пищевых отходах, и ждет, когда проходящие мимо туристы, сжалятся над тем, в каких условиях находится её ребенок. Потрясающе! В другой день я тоже прогуливался по этому мосту, и, как вы наверное уже догадались, увидел подобную картину, только во второй раз сидела другая девочка и без мамы. Через время подошёл полицейский, чтобы её прогнать. Откуда-то прибежала мать, собрала всю композицию в сумку и вместе с ребенком скрылась из виду. Наверное подождет когда инспектор уйдет, чтобы сново нести в массы своё «искусство».