Буффонада - это розыгрыш гегов и смешных ситуаций без использования слов. В среде продюсеров бытует мнение, что если анимационной фильм без слов и строится на немом показе, то это проще, дешевле и быстрее. В их логике сценаристам не нужно писать реплики, режиссерам тратить время на запись актеров озвучания, а аниматоры отдохнут не делая фонемы ртов.
Логика железная и по бухгалтерии всё бьется. Вот только всегда есть нюансы. К сожалению у нас крайне мало специалистов способных разыграть буффонаду. Чаше всего мы видим конвульсии и кривляния, а смотреть на это почему то невыносимо скучно. В чем же причина? Давайте пробежимся по буффонадному пути.
БУФФОНАДА СЦЕНАРНАЯ
Первая сложность любой буффонады, начинается со сценария. Писать их ужасно сложно, как как по сути нужно придумывать шутку и облачать её в действие с филигранной четкостью, что б все последующие этапы поняли замысел в действии. Признаюсь честно, не могу вспомнить ни одного хорошего буффонадного гега прочитанного в сценарии, а я их прочитал много. Из неспособности написать качественный сценарий вытекает...
БУФФОНАДА РЕЖИССЕРСКАЯ
Получая на руки обычный сценарий, режиссеру нужно его полностью переработать. Придумать и заложить шутки, обозначить их в аниматике с просчитанным временем и позами. На что практически никогда нет ни времени ни навыков. Очень мало кто из режиссеров анимации является аниматорами и тонкостям просчета времени на позу, переходам, отработкам второстепенных действий и вторичной анимации не обучен. И вся эта махина сваливается на ...
БУФФОНАДА АНИМАТОРСКАЯ
На аниматора сваливается не выверенный по времени шот, который нужно насытить буффонадой. Шот это действие на одной камере. Но что б грамотно сделать этот шот, нужно понимание что по сторонам, что было до и что будет после. Так что получить на руки аниматор должен целую сцену. Сцена это набор шотов объединенный сюжетным событием. Практика выдачи на одного аниматора целой сцены крайне редка, так что мы получает набор обрывков, где каждый из аниматоров по мере возможностей пытался шуткануть то там до сям.
Существует три главных ошибки в создании буффонады:
1. Беспричинность
Персонаж вдруг начинает что то подбрасывать в руках как горячую картошку, скользить и шататься, раскручиваться с грузом без соблюдения даже условных законов физики.
2. Прямолинейность
Если вначале действия понятно чем оно закончится. Подброшенный предмет сразу падает на голову, тяжесть роняется непременно себе на ногу, любая логичная последовательность.
3. Зажатость.
Ограниченность в пространстве буд то персонаж зажат в стеклянной будке, работа на одном персонаже, когда другие статичны и наблюдают. Двухшаговый розыгрыш.
Важно помнить, что физический гег это таже шутка. А любая шутка состоит из трех частей "завязка", "событие" и "неожиданная развязка". Чем размашистей каждый элемент, тем сильнее работает буффонадный гег.
В итоге мы получаем, что сложность буффонады сопоставимую с глубоким драматическим розыгрышем. А драму всегда делают лучшие.
Грамотная и качественная буффонада закладывается на всех этапах от четкого сценария, на который наслаивается проработанная режиссура и в финале большие куски анимации сделанные от начала до конца без дробления на разных исполнителей. И исполнители должны быть высокой квалификации способные: а) понять все заложенное на предыдущих этапах, б) добавить деталей и уплотнить юмор.
Мы вряд ли с вами увидим в ближайшем будущем хорошую, отечественную, буффонадную анимацию. На неё подписывают лишь неопытные продюсеры и наступают на все грабли какие только возможны. А раз обжегшись, сделав непотребный шлак, продюсер никогда больше не согласиться запускать буффонадный проект. Хорошо хоть есть студия Illumination и её миньоны.