Задержка речевого развития (ЗРР) отмечается у детей уже в раннем возрасте. Первые признаки становятся заметны родителям при сравнении разговорной речи собственного ребенка и его сверстников. В возрасте полутора - двух лет разница несущественна, но она есть: отсутствие у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Речевое развитие некоторых детей в силу разных причин останавливается на этапе лепета или появления первых слов. В каждые последующие полгода отставание от нормы становится все заметнее. Важно понимать, что это не просто временное отставание или замедление. Это состояние, которое требует внимательного подхода и профессиональной диагностики. Давайте подробно рассмотрим, что может лежать в основе этой проблемы, какие явления могут сигнализировать о наличии ЗРР.
Причины задержки речевого развития
Причины ЗРР могут быть разнообразными и часто являются следствием различных факторов, которые влияют на развитие ребёнка. Вот некоторые из них:
- Патологии внутриутробного развития
- Асфиксия в родах
- Родовые травмы
- Недоношенность
- Повышенное внутричерепное давление
- Наследственная предрасположенность
- Психические расстройства
- Черепно-мозговые травмы
- Снижение слуха
- Заболевания центральной нервной системы
- Токсикозы в первой половине беременности
Признаки задержки речевого развития
Ранние признаки ЗРР могут быть заметны родителям ещё до достижения ребёнком двух лет. Вот на что стоит обратить внимание:
- Ограниченный словарный запас: например, если к двум годам ребёнок не использует хотя бы простые фразы, такие как «мама дай» или «ляля спит».
- Отсутствие связной речи к трём годам: в этом возрасте дети обычно начинают строить простые предложения и выражать свои мысли более чётко.
- Недоговаривание частей слов: ребёнок может не произносить все звуки в словах или заменять их другими.
- Ограниченное количество согласных звуков: например, использование только нескольких звуков, таких как п, б, м.
- Не участие в игре «понарошку»: проблемы в имитационной игре могут быть признаком нарушений.
- Сложности в понимании обращенной речи: ребёнок может не всегда понимать инструкции или просьбы.
- Использование жестов для общения: если ребёнок активно использует жесты вместо слов.
Коррекция ЗРР начинается с тщательной диагностики. Специалисты должны определить форму нарушения, уровень развития высших психических функций и возможные негативные факторы.
Важно обращать внимание на зрение и слух ребенка – они играют ключевую роль в восприятии речи; проверяется способность ребенка распознавать звуки, степень его мелкой моторики, нет ли у ребенка проблем с речевым аппаратом.
Очень важно иметь представление о ребенке как о личности – он инициативен? Любознателен? Есть ли навыки логического мышления и понимание причинно-следственных связей? Обязательно проводится опрос родителей на предмет поведенческих проблем у малыша, какими навыками самообслуживания он владеет.
Содержание коррекционной работы и форма проведения занятий будет зависеть от причины нарушения и общего уровня развития ребенка. Если разумно поставить задачи и грамотно организовать процесс развития речи, слово за словом ребёнок начнёт говорить.
Приходите к нам. Мы знаем, как вам помочь.
Центр коррекции речи Анны Белик. СПб, пр. Просвещения, 15.
Контактные телефоны: +7(921) 995-61-57, +7(911) 093-83-09