Найти тему
Ваш дошкольник

Готовность детей к школе: мнение учителя начальных классов

К шестилетнему возрасту ребёнок попадает в поле пристального внимания трёх субъектов социума: семья, учреждения дошкольного и общего среднего образования. От их эффективного взаимодействия зависят готовность ребёнка к школе, адаптация к школьной жизни.

Чтобы определить круг проблем адаптации, необходимо чётко представить, что хотели бы видеть в ребёнке к моменту поступления в школу родители, воспитатели и учителя будущих первоклассников.

В практике работы мы встречаемся с тем, что требования к этой подготовке не всегда согласованы.

Первая проблема, которая нам видится в цепочке преемственности, — координация деятельности учреждений дошкольного и общего среднего образования в сотрудничестве с семьёй по подготовке детей к школе.

На первый план выходит разъяснительная работа с родителями будущих первоклассников. Беседуя на собраниях в школе, в учреждениях дошкольного образования на тему «Как помочь шестилетнему ребёнку стать школьником», учителя стремятся максимально раскрыть суть волевой, личностной, физиологической и интеллектуальной готовности к школе и дать практические советы, как научить ребёнка выполнять словесную инструкцию, развивать мелкую моторику, как наблюдать за окружающим миром, выражать свои мысли, слушать, запоминать и т.д.

Ежегодно мы, учителя начальных классов, после посещения открытых мероприятий в учреждениях дошкольного образования обсуждаем на совместных заседаниях методического объединения проблему недостаточного развития устной речи воспитанников. Чаще всего дети используют односложные ответы, даже обладая неплохим словарным запасом.

Причина ясна: индустрия детских гаджетов и общение в семье только на бытовые темы не способствуют развитию умения использовать правильные и развёрнутые речевые конструкции. Следовательно, развитие устной речи мы воспринимаем как приоритетную заботу и задачу педагогов учреждений дошкольного образования.

Например, различая и называя геометрические фигуры, малыши затрудняются составить предложения о солнышке или снежинке. Поэтому сегодня, на наш взгляд, необходимо уделять внимание формированию у детей первичных навыков сотрудничества со сверстниками в обучении и культуре речевого общения. Для этого мы в сентябре-октябре приглашаем на занятия воспитателей дошкольного образования с целью практического показа различных приёмов работы по развитию устной речи.

Ещё одна проблема преемственности — разночтение при использовании методов и форм организации образовательного процесса.

При условии успешного использования образовательных программ и методик, которые могли быть «сквозными» для обеих структур, дидактическую преемственность обеспечить проблематично, так как наполняемость групп в первых классах больше, что не позволяет педагогу максимально осуществлять преемственность в использовании методик и технологий обучения (занятие через игру, движение, индивидуальный и дифференцированный подход) при организации образовательного процесса.

Наблюдая за молодыми коллегами, мы, педагоги со стажем, остро ощущаем проблему преемственности и на этапе подготовки педагогических кадров: не всегда воспитатели дошкольного образования знакомы с требованиями, которые будут предъявлены детям в школе, и наоборот.

Следующая проблема, которая волнует нас всех, — здоровьесбережение. Ещё три года назад для всех родителей, учителей и детей обучение в 1 классе на базе учреждений дошкольного образования было годом радостного вступления в школьную жизнь. Теперь же при расположении первых классов полностью или частично на базе школ шестилетние дети становятся частью большого разновозрастного ученического коллектива. Уроки по 35 минут, когда звонки в школе звенят через 45 минут; сон, когда на школьном стадионе идут уроки физической культуры и здоровья. Мы понимаем, что дефицит мест существует, и всё же очень жаль, что первые классы выводятся из учреждений дошкольного образования, потому что благодаря созданным условиям в них адаптация к школе проходит быстрее и безболезненнее.

Отмеченные выше проблемы преемственности дошкольного и общего среднего образования мы в своей школе стараемся минимизировать через соблюдение следующих требований:

  • координацию деятельности по осуществлению педагогического сотрудничества учреждений дошкольного и общего среднего образования с семьёй;
  • использование в первом классе разных видов деятельности (техническое и художественное моделирование, музыкальные, танцевальные импровизации);
  • создание в учреждениях дошкольного и общего среднего образования развивающей среды, которая моделирует содержание деятельности детей;
  • отказ в первом классе от статичных поз на уроках, ответов с поднятой рукой и др.;
  • обеспечение максимальной двигательной активности детей на уроках физической культуры и здоровья, переменах, а также во время внешкольной работы.

В образовательном процессе учреждений дошкольного и общего среднего образования основным должно быть общение педагогов с детьми, что способствует развитию активности и инициативности. В этом случае процесс воспитания и обучения ребёнка будет успешным.

З. Чикилёва