26 августа 1954 года самолет Ли-2 (б/н СССР-Л4679), выполнявший пассажирский рейс №971 из Хабаровска в Южно-Сахалинск, потерпел крушение в горах неподалеку от места назначения. На борту находились 22 человека. Катастрофа унесла жизни всех, кроме одного тяжелораненого пассажира.
Самолет вылетел из Хабаровска в 00:15 по московскому времени, набрав эшелон 3000 метров. Погода в районе Южно-Сахалинска была сложной - низкая облачность до 400 метров, видимость 10 километров.
Входя в зону аэродрома, экипаж получил разрешение на снижение до высоты верхней кромки облаков. Пилоты следовали установленной схеме захода на посадку, докладывая о пробивании облачности на разных высотах. В 02:45 они сообщили: "Высота 450, снижаюсь на дальний". Связь с ними прервалась.
Самолет был обнаружен лишь на следующий день - он врезался в склон сопки в 9 километрах от ближайшего военного аэродрома Корсаков. Экспертиза показала, что пилоты ошибочно настроили радиокомпас, приняв за посадочный радиомаяк другой маяк, расположенный неподалеку. В итоге они вышли на неверную траекторию и врезались в гору.
Расследование выявило сразу несколько системных проблем, которые привели к трагедии. Во-первых, частоты посадочных радиомаяков аэродромов Большая Елань и Корсаков находились слишком близко, что создавало риск путаницы. Однако контроль за их работой был крайне слабым.
Во-вторых, средства наблюдения за воздушной обстановкой в районе аэродрома Южно-Сахалинск были недостаточными. Диспетчеры не могли в реальном времени отслеживать местонахождение самолета при заходе на посадку в сложных метеоусловиях.
Также выяснилось, что экипажи зачастую сами сталкивались с проблемами нестабильной работы радиомаяков в этом районе, но руководство авиагруппы ранее не предпринимало мер для их устранения.
Катастрофа стала следствием как ошибки пилотов, так и системных недостатков в организации воздушного движения и обслуживании авиационной техники.