Найти тему

Вокзал сибирской Слюдянки вошёл в ТОП-10 самых удивительных вокзалов от АТОР

Ассоциация туроператоров опубликовала рейтинг вокзалов небольших городов, сибирский там только один

Ассоциация туроператоров России опубликовала в своём «Вестнике АТОР» новый рейтинг железнодорожных вокзалов, составленный историком железных дорог Сергеем Сигачёвым. На этот раз блогер составил топ-10 из вокзалов небольших городов – о вокзалах-дворцах «Сибирский.Новостной» уже писал. Тогда в топ-8 «Вестника АТОР» из «сибиряков» вошёл только Новосибирский дворец. Сейчас в топ-10 тоже только один из нашего региона – вокзал Слюдянки (на верхнем фото в начале статьи).

Интересно, что в самом рейтинге Сергей Сигачёв рассказывает о нём в последнюю очередь, то есть он вроде бы на десятом месте. Однако редакция «Сибирского.Новостного» считает, что историк просто «оставил на сладенькое» роскошный мраморный дворец 1905 года постройки (да-да, вокзал Слюдянки сложен из настоящего мрамора целиком! А не облицован, как это чаще всего бывает), назвав его самым уникальным вокзалом Транссиба:

«В советские времена Слюдянка была «омулёвой столицей» Транссиба. Это время ушло, но и сегодня вокзал резко выделяется своим удивительным обликом: крупный, брутальный камень, купол со шпилем, металлический ажурный парапет на крыше с эмблемами МПС Российской Империи. Перед вокзалом – бюст министра путей сообщения Хилкова, при котором был достроен Транссиб в его первоначальном маршруте» - пишет Сергей Сигачёв специально для «Вестника АТОР».

-2

Сейчас топоров и якорей такой формы (на ограждении крыши) на повсюду распространяемых эмблемах МПС императорского периода практически не увидишь, их зачем-то "облагородили" под современные эстетические вкусы чиновников. Фото: Сергей Сигачёв

В рейтинге и другие уникальные здания, например, Ивановский вокзал в стиле советского конструктивизма (1933 года постройки) с установленным внутри на постаменте ткацким станком – Иваново долгое время был текстильной столицей России и СССР.

-3

На вокзале Иваново, хоть он и построен в 1933 году, но после реконструкции сохранили на полу символы московской Олимпиады-80! Только убрали их под стекло. Фото: Сергей Сигачёв

И даже есть в рейтинге одноэтажный вокзал Козлова Засека, построенный в 1868(!) году, с памятником Льву Толстому (искренне надеемся, что читатели знают, кто это такой, и причём тут железная дорога и расположенная в 3,5 км Ясная Поляна).

-4

К счастью, имя Льва Толстого поспособствовало не только сохранению старинного деревянного вокзала станции Козлова Засека, но и превращению его в музей. Но вот от переименования не спасло - станцию переименовали в Ясную Поляну в 1928 году, в честь столетия со дня рождения писателя. Как сообщает РЖД, прежнее название станции – «Козлова Засека» – берёт свое начало с XIV века, когда это место, недалеко от Тулы, находилось на южной окраине Московского княжества и представляло собой засеку, служившую для защиты от вражеских набегов. Она была названа «Козловой» в честь местного воеводы Данилы Козлова. Фото: Сергей Сигачёв

Как двухэтажный типовой(!) вокзал может быть настоящим архитектурным шедевром и историческим памятником – можно увидеть в Твери. Неприметный с виду вокзал, окружённый колоннами, и насчитывающий более 170 лет, принимал под своей крышей российских императоров. Про генсеков – не знаем.

-5

Николаевский вокзал Твери островного типа, то есть построен между основными путями железной дороги, со скруглёнными торцевыми фасадами, сделан из кирпича, и защищает пассажиров, выходящих на перрон навесом, поддерживаемым чугунными колоннами. Фото: Сергей Сигачёв

Там же в рейтинге – другие шедевры в «теремковом» русском стиле, в неоготике и прочих стилях.

Нас удивило, что в рейтинге нет, к примеру, совершенно потрясающих сибирских вокзалов Северобайкальска,

-6

«Вокзал — визитная карточка города, и по своей природе не может быть типовым. А железные дороги для пассажиров являются фасадами страны. В Северобайкальске, мне кажется, это удалось — и сегодня жители говорят: "У нас две достопримечательности — Байкал и вокзал"», — слова архитектора Северобайкальского вокзала Владимира Авксентюка из интервью «Газете БАМ». Фото: РЖД

или же вокзала Тынды. Но мы надеемся, что этот рейтинг Ассоциации туроператоров не последний, и мы увидим современные красоты, ради которых туристам стоит купить железнодорожный билет, и поехать через всю страну!

-7

Вокзал Тынды во время торжеств, посвящённых 50-тилетию БАМа. Он напоминает птицу с распростёртыми крыльями и головой на длинной шее, если смотреть сверху.Высота его башен 46 метров, построен вокзал в 1986 году. Фото: РЖД

П.С. И как нам сообщил автор рейтинга Сергей Сигачёв, в нём должен быть ещё и одиннадцатый участник, вокзал станции Ерофей Павлович! Но поскольку изначально речь шла о топ-10, то на этот раз Ерофея Павловича в него не включили. Впрочем... Похоже, всё ещё впереди!

-8

Станция Ерофей Павлович названа так в честь первопроходца Е. П. Хабарова.Формально она находится в Амурской области, но на Забайкальской железной дороге. Первый вокзал (несохранившийся) появился в 1909 году, вместе с открытием станции. Уже подле станции появился и обслуживающий её посёлок. Перед современным вокзалом расположены две "головы", стилизованные под старинные ладьи то ли варягов, то ли ушкуйников, но никак не сибирских казаков. Фото Госжилинспекции Амурской области

Сергей Митрухин

Фото Сергея Сигачёва, РЖД, Госжилинспекции Амурской области