Власти и управляющие компании пытаются бороться с брошенными во дворах автомобилями
Брошенные хозяевами автомобили в заполярном городе – настоящий бич дворов и улиц. Забытые или умышленно оставленные без присмотра хозяевами машины – зимой мешают убирать снег, становятся местом рискованных игр детворы, не дают проехать спецтранспорту и вообще – захламляют и без того дефицитное обжитое пространство Норильска.
Их давно и прочно прозвали «подснежниками», поскольку они вытаивают из сугробов по дворам поздней весной, а одной зимовки хватает, чтобы автомобиль превратился из движимого имущества в абсолютно недвижимое. В очередной раз администрация Норильска объявила демарш несознательным автовладельцам, подводя итоги прошедшей зимы. Управление городского хозяйства провело встречу с управляющими компаниями (а их сегодня в Норильске восемь) по «вопросу организации мероприятий о признании бесхозяйными брошенных транспортных средств. Участники встречи уточняли само понятие «брошенные» и решали, что делать с автохламом, оставленным на придомовых территориях».
Брошенка на улице Югославской - фото из чата УК
Фактически мэрия Норильска делегировала «управляшкам» сбор информации об автомобилях, которые уже давно никуда не едут. Управляющие компании, в свою очередь, попросили жителей сигнализировать о наличии «брошенок», обещая, что в конечном итоге «вывозом и утилизацией займётся муниципалитет», и «вопрос будет решён к зиме».
Норильчане живо откликнулись на призыв – бесхозный автохлам в любом дворе как бельмо на глазу. Только за один день в чате лишь одной УК жители набросали под тридцать «автопортретов». Попутно комментируя очередную кампанию «за чистый город».
Это только начало «автопризнаний»
– Главное, что хоть как-то движуху начали. Механизм, надеюсь, отработают и по полгода и больше металлолом стоять и мешаться во дворе не будет. А товарищи автолюбители задумаются, стоит ли оставлять так надолго технику или таки спрятать в гараж. Надеюсь, что не скатится в говорильню и все не останется, как было, – пишет пользователь с ником Sunsuny.
Горожане поздравляют друг друга с почином
Ему вторят – спешат уточнить другие пользователи: «И уж точно не за общий счёт из коммуналки эта оплата должна происходить. А за счёт владельца этого металлолома».
УК в данном случае остается на стороне норильчан: «Надеемся, что будет найден такой механизм избавления придомовых территорий от неисправных машин, при котором вопрос будет решаться не силами УК, то есть не за средства жителей, которые вообще-то эти деньги не на вывоз хлама платили».
Когда горожан выбесит брошенное авто посреди двора - они с удовольствием сообщают о нём, невзирая на репутационные издержки
Становится понятно: сколько по-настоящему бесхозных машин приземлено на улицах и во дворах в Норильске – власти попросту не знают. По открытым данным, двадцать лет назад с улиц Норильска вывозилось в среднем три десятка брошенных владельцами автомобилей. Спустя десять лет ситуация только ухудшилась. С разбитыми стёклами, сломанными дверями, вырванными внутренностями авто обзавелись специальной аббревиатурой БРТС – «брошенное разукомплектованное транспортное средство».
В 2009 году с территорий городских дворов были принудительно эвакуированы 89 брошенных машин. В начале двадцатых годов из норильских дворов вывозили по 70-80 «подснежников» в год, стараясь, чтобы как можно меньше машин оставалось на улицах под снегопады. Бесхозные автомобили складируются на специальной площадке, а затем утилизируются.
Целый автопарк на улице Талнахской - фото из чата УК
Однако прежде чем попасть на спецплощадку, автомобиль должен быть признан брошенным. Больше ста брошенных машин вывезли из дворов Норильска за лето 2020 года. В половине случаев — за счёт бюджета города. Поскольку владельцы автохлама так и не вышли на связь с администрацией. Два года назад в реестре брошенного автотранспорта Норильска числилось более 200 кандидатов на утилизацию. Сейчас на сайте администрации Норильска выставлено с начала года 21 уведомление-предупреждение владельцам БРТС.
– В управление дорожно-транспортной инфраструктуры от УК и граждан поступает информация о наличии автомобиля, который продолжительное время хранится на придомовой территории, в рамках муниципального контроля уполномоченное лицо осуществляет осмотр автомобиля, устанавливает, есть ли нарушения правил благоустройства, и, если нарушения есть, направляет запрос в ГИБДД о представлении сведений о владельце транспортного средства. Обычно ответ приходит спустя месяц. После инспектор выписывает предписание автовладельцу со сроком его исполнения не менее одного месяца, это предписание направляется почтовым отправлением. Если спустя положенные сроки ничего не изменилось – выписывается повторное предписание… Словом, только потом – муниципальное уведомление, затем суд и следом вывоз. Это крайне редкая ситуация, потому что практически всегда после выписки штрафа владельцы автотранспортных средств идут на уступки и вывозят своими силами, – сообщил начальник организационного отдела Управления дорожно-транспортной инфраструктуры Норильска Егор Стеклянников. – Так или иначе, с момента выявления «подснежника» до его реального вывоза проходит минимум полгода. Конечно, это большая проблема для служб, осуществляющих работы по содержанию и благоустройству территорий.
Первая цель во дворе Норильска нашлась в центре города
Так что в Норильске, следуя поговорке «готовь сани летом», уже опаздывают. Практика показывает, что ещё до штрафа в ответ на первое-второе предупреждение откликается едва ли каждый десятый автовладелец. Чаще всего жалобы на «подснежники» поступают с улиц Ветеранов, Талнахской, Бегичева, Комсомольской, Лауреатов, Московской и Хантайской, а также Ленинского проспекта.
Денис Бородин
Фото автора и из соцсетей норильской УК