Найти тему
Жорик – историк

Любимый монстр Его Величества

В Европе XVII века ценились пышные формы. Большой бюст, округлые бедра, розовые упругие щёки, подбородок с ямочкой — стандарты красоты того времени хорошо передают полотна Рубенса. Упитанность считалась признаком богатства и плодовитости. Но весить 70 килограммов, когда тебе всего шесть лет — это было слишком даже для эпохи барокко.

История испанской девочки Евгении Мартинес Вальехо трагична и показательна. Большую часть своей недолгой жизни ей пришлось «работать» королевским Монстром, развлекая высокородных кавалеров и дам и терпя от них унижения. Ее так и прозвали при дворе — «Ла Монстра», а испанский король Карл II считал девочку своей любимой игрушкой.

Король Испании Карл II и его любимый «Монстр»
Король Испании Карл II и его любимый «Монстр»

Деревенское посмешище

Малышка появилась на свет в семье очень бедных родителей. Мама родила ее прямо в церкви во время мессы, что священник посчитал хорошим знаком. Девочку назвали Евгенией в честь святой Евгении Римской, а еще потому, что имя на испанском языке имя означало «хорошо рожденная». Родилась она действительно легко, и первые годы младенчества мать и отец не могли нарадоваться на кроху, ведь Евгения отличалась отменным аппетитом и прибавляла в весе буквально на глазах.

В то время недоедание было нормой для крестьян, поэтому родители малышки воспринимали ее упитанность как благословение Божие и были уверенны, что дочь ждет счастливое будущее. Однако со временем у отца и матери Евгении стало все меньше поводов для радости, ведь кроха ела как не в себя, и в год весила уже 20 килограммов. Уважение к пышным формам сменилось насмешками односельчан — Евгения была похожа на колобок и с трудом стояла на ногах. Когда же девочке исполнилось шесть лет, ее вес стал просто пугающим — 70 килограммов. Ни о каком счастье и речи не шло — наоборот, посмотреть на аномально толстого ребенка приходили люди из других мест. «Какая страшная! Ну и уродка! А она нас не съест?» — Евгения в основном слышала только такие слова.

Евгения Мартинес Вальехо на картине «Монстр раздетый» живописца Хуана Карреньо де Миранды
Евгения Мартинес Вальехо на картине «Монстр раздетый» живописца Хуана Карреньо де Миранды

«Заколдованный» король

В 1681 году слухи об удивительном ребенке дошли до Мадрида. О девочке узнал испанский король Карл II, который с детства интересовался людьми с физическими отклонениями. Это и понятно — монарх был плодом близкородственных связей семьи Габсбургов со всеми вытекающими. Но если его предки предпочитали невест третьей-четвертой степени родства, то папаша Карла женился на своей родной племяннице. Как итог — уродливая внешность и отставание в развитии королевского чада. У Карла была выдающаяся нижняя челюсть, которая, вкупе с непропорционально большим языком мешала королю нормально говорить и есть. К этому стоит прибавить аномальный рост (192 см), хрупкость костей, трудности с моторикой и эпилептические припадки. Его мать, чтобы хоть как-то поднять самооценку сына, с детства окружила юного короля всевозможными уродцами, которых свозили в Мадрид со всей Европы.

Вот и шестилетнюю Евгению не минула чаша сия. Сведения об аномально толстой девочке дошли до короля, когда тому было уже 20 лет. Возраст не юноши, но мужа, но Карл II (который, к слову, начал ходить лишь в 8 лет, а читать — в 14) оставался большим ребенком. Недаром его в народе прозвали Заколдованным — испанцы просто не верили, что Бог им послал такого монарха, и были убеждены, что короля заколдовали, вселив в его тело злого демона.

Придворные художники старались сгладить на картинах физические недостатки Карла II
Придворные художники старались сгладить на картинах физические недостатки Карла II

Трагедия «Ла Монстры»

Долго ли коротко, но шестилетнюю Евгению забрали из семьи и поселили во дворце в окружении остальных королевских уродцев. Отныне ее ролью стало развлечение короля и его приближенных. Девочка сразу получила прозвище Монстр и стала любимицей Карла и высокородной публики. «Ла Монстра, Ла Монстра», — неслось отовсюду. Дамы и господа тянули руки, гладили «Ла Монстру» по голове, трясли ее пухлые щечки, щипали за грудь и живот.

Карл был настолько очарован своей новой «игрушкой», что заказал у придворного живописца сразу два ее портрета. Для первого ребенку сшили богатое платье из пурпурной парчи с серебряными пуговицами. «Монстр одетый» — так называлось это полотно. А для второго Евгению раздели, чтобы по воле короля изображать Бахуса — античного бога виноделия. Это произведение восторженный Карл назвал «Монстр раздетый». На обеих картинах в глазах девочки нет ни блеска, ни радости. Взгляд грустный и тоскливый, возможно, ей тяжело было позировать, не двигаясь в течение продолжительного времени.

Картины «Монстр раздетый» и «Монстр одетый» в королевском музее Прадо Мадрида
Картины «Монстр раздетый» и «Монстр одетый» в королевском музее Прадо Мадрида

Дальнейшая судьба Евгении Мартинес Вальехо печальна. По одним сведениям, она так и прожила при дворе короля, с возрастом обретя букет болезней. По другим — когда девушке исполнилось 15 лет, Карл выгнал ее из дворца, поскольку «Ла Монстра» уже не веселила ни его, ни гостей. Она с трудом могла передвигаться и не показывалась на балах и пирушках. Девушка поселилась в родительском доме, к 20 годам совсем обездвижила и умерла в 25 лет от воспаления легких.

Генетическая патология

Эта история дошла до нас только благодаря двум портретам «Монстра», которые ныне демонстрируются в королевском музее Прадо в Мадриде. Некоторые специалисты считают, что несчастная Евгения стала жертвой редкого генетического заболевания — синдрома Прадера-Вилли, который встречается у одного младенца на 15–25 тысяч. У людей с этой патологией наблюдается повышенный уровень гормона голода — грелина, что приводит к ожирению в раннем возрасте.

Ивановский мальчик, страдающий синдромом Прадера-Вилли. В 13 лет его вес составлял 140 кг.
Ивановский мальчик, страдающий синдромом Прадера-Вилли. В 13 лет его вес составлял 140 кг.

Увы, в то время врачи даже не подозревали, что неуемный аппетит, приводящий к ожирению — это признак генетической патологии. А уж тем более никому не приходило в голову лечить несчастных. Вот так и пришлось Евгении большую часть своей жизни «работать» королевским Монстром и развлекать высокородных кавалеров и дам, терпя от них всевозможные унижения.

Сегодня картины «Монстр одетый» и «Монстр раздетый» кажутся жестоким издевательством над ребенком, но в XVII веке они не нарушали никаких норм приличия, ведь люди видели в них объект для насмешек, и только.

Карлики русской императрицы Анны Иоанновны тоже были нужны для развлечений и насмешек. Но государыня на этом не остановилась, и однажды решила устроить свадьбу двух своих «уродцев». Да не простую, а закончившуюся суровым тестом на выживаемость 👇:

Ледяная свадьба — жестокая забава императрицы