(По следам одной пресс-конференции.)
Каждый имеет право на свой образ мыслей и на свой стиль жизни. Но, в отличие от обычного человека, политик должен
а). понимать реальность и
б). принимать на себя и понимать свою ответственность.
Из-за идеализма некоторых обладателей звучных имён, Запад вынужден был потратить значительные ресурсы, — в т.ч. репутационные, — для их освобождения; в частности, — по сообщениям, — Германия “пошла навстречу” просьбам США, а это всегда вносит повод для напряжения в будущем. Для того, чтобы “сделка” состоялась, Запад отдал свои “активы” и — насколько я понимаю, — Германия не особенно была рада этому.
И, когда в следующий раз канцлера Германии попросят помочь со следующим обменом — хотя бы предоставлением своей территории, — он может достать из папочки распечатку некоторых выступлений с пометками на полях и попросить объяснить: зачем ему это нужно?
В какое положение они его поставили?
В том числе перед своей оппозицией — как с одной стороны, так и с другой?
Политик должен быть реалистичен. Когда кто-то, только что “с самолёта” высказывает стремление “вернуться”, это даже не идеализм.
Согласен, мало ли чего ни скажешь в эмоциональные моменты, но никто не отменял п. б).
Как и п. а). Как они, в частности, представляют себе процесс того же “возвращения”? Или они думают, что их выслали из страны (а их именно выслали и выслали именно их) для того, чтобы на следующий день они вернулись?
Конституционные права?
О чём здесь идёт речь? Или, может, конституционные права соблюдаются для тысяч политзаключённых, не имеющих узнаваемого имени и поэтому оставленных в застенках, теперь — в т.ч. после такого выступления, — надолго? Для некоторых — уже навсегда.
Можно было быть наивным идеалистом и произносить вдохновляющие речи перед запруженной площадью, но — даже попав за решётку, — эти люди так и не смогли сделать выводы о природе и сути происходящего.
Раз за разом “наивная оппозиция” объективно способствовала становлению и укреплению диктатуры. Раз за разом, в т.ч. по результатам их деятельности, “вождь” становился сильнее, а его власть — полнее. Раз за разом они объективно действовали в его интересах. Можно как угодно относиться к цифре “87 процентов”, но она не взялась ниоткуда. И разница в количестве людей, выходящих на улицы в 2000-е и в 2022-ом — это результат действия не только власти. И желание “мира” — не по причине бесчеловечности войны “там”, а по причине тягот “тут” — тоже. И “наши мальчики”, и “контрактники”, готовые за деньги идти убивать, и построение маршрутов для ракет для бомбёжек детских больниц — тоже.
И это никак не может “перевесить” те трогательные письма, которые они получали в камерах и по которым — похоже, — некоторые из них успели соскучиться.
Сам факт таких писем и сам факт того, откуда пришлось вызволять этих людей, должен был дать им подсказку, что, возможно, не всё так гладко в их картине мира.
Но ни разу(!) им не пришла в голову мысль, что, может быть, они делают что-то не так.
И никто — основываясь на своём опыте, из которого их только что вытащили в другой мир, — не подумал, что если они желают подлинную свободу для своей страны и её населения, то просить надо не о “смягчении санкций” для некоторых отдельных его категорий, а о решительном разгроме на поле боя. Потому что это единственное, что может что-то изменить.
Мои читатели знают мой давний тезис: в том, где сейчас находится страна, есть значительная и неотъёмная составляющая деятельности “оппозиции”.
Позвольте мне сделать следующий шаг:
До тех пор, пока в оппозиции не появятся люди, понимающие характер сформировавшегося режима и — не менее важно, — пути выхода из тупика, где оказалась страна, ничего не изменится.
Парадоксально, что стремление власти вернуться в прошлое и неспособность “оппозиции” выйти из времён своей юности совпадают.
Ведь даже лозунг двухлетней давности — "заполним телами автозаки", — устарел на момент его произнесения. Он устарел, потому что
а). То время, когда это ещё могло бы сработать, давно прошло (а они это так и не поняли).
б). То время, когда можно было собрать столько народу, тоже прошло. И они это тоже не поняли.
в). Если бы у режима закончились свободные автозаки, он уже был готов заполнять стадионы. Но они этого опять-таки не поняли.
Кстати, ни на что не намекая, не могу не отметить, что Нaвaльный на фотографиях из заключения выглядел гораздо хуже.