Найти в Дзене
Про жизнь

Коллеги по работе называли его «Главный»

Итак, есть ракета, есть ядерный заряд. Дело осталось за малым: нужно стартовать, долететь до цели и… не промахнуться. На этих этапах в работу включался институт, в котором всю научную работу возглавлял будущий академик Николай Александрович Семихатов. Ракета – это не только двигатель и оболочка – это сотни, если не тысячи составляющих, которые подготовили не просто поставщики, – компаньоны. От их культуры производства, технологической культуры зависит окончательное изделие. Их не зря называют смежники. Тщательно и аккуратно подбирал смежников Виктор Петрович Макеев. В результате сложился триумвират – три головы «Уральского дракона»: Макеев, Забабахин, Семихатов. Читаю воспоминания друзей, коллег, близких. Вместе этих выдающихся людей связывала дружба и главная цель, которой они посвятили свою жизнь. Им было дано обогнать время. Многие конструкторские решения были нацелены в будущее, были сделаны на грани риска. Вот та грань, которая отделяет опытного и даже талантливого инженера-констр
На фото: Николай Александрович Семихатов (10 декабря 1918, с. Полчаниновка, Саратовский уезд, Саратовская губерния — 11 апреля 2002, Екатеринбург) — главный конструктор систем управления всех советских БРПЛ ВМФ и ряда оперативно-тактических ракет сухопутных войск СССР, академик Академии наук СССР, Герой Социалистического Труда.
На фото: Николай Александрович Семихатов (10 декабря 1918, с. Полчаниновка, Саратовский уезд, Саратовская губерния — 11 апреля 2002, Екатеринбург) — главный конструктор систем управления всех советских БРПЛ ВМФ и ряда оперативно-тактических ракет сухопутных войск СССР, академик Академии наук СССР, Герой Социалистического Труда.

Итак, есть ракета, есть ядерный заряд. Дело осталось за малым: нужно стартовать, долететь до цели и… не промахнуться. На этих этапах в работу включался институт, в котором всю научную работу возглавлял будущий академик Николай Александрович Семихатов.

Ракета – это не только двигатель и оболочка – это сотни, если не тысячи составляющих, которые подготовили не просто поставщики, – компаньоны. От их культуры производства, технологической культуры зависит окончательное изделие. Их не зря называют смежники. Тщательно и аккуратно подбирал смежников Виктор Петрович Макеев. В результате сложился триумвират – три головы «Уральского дракона»: Макеев, Забабахин, Семихатов.

Читаю воспоминания друзей, коллег, близких. Вместе этих выдающихся людей связывала дружба и главная цель, которой они посвятили свою жизнь. Им было дано обогнать время. Многие конструкторские решения были нацелены в будущее, были сделаны на грани риска.

Вот та грань, которая отделяет опытного и даже талантливого инженера-конструктора от гения.

Их главная черта в конструкторской работе – никогда не копировать, не повторять уже существующее. Копировать – это шаг назад. Ставя перед собой и другими сложные, подчас неразрешимые для окружающих задачи, они мыслили нестандартно и почти всегда оказывались правы.

В 1938 году Николай Александрович окончил Московский энергетический институт и по распределению был направлен в Барнаул, где занимался автоматизированными системами управления. В 1942 году добровольцем ушел на фронт. Все свои награды он надевал только по большим праздничным датам. Не любил рассказывать о днях войны. Строчки из наградного листа младшего лейтенанта командира огневого взвода 254-го минометного полка 27-й минометной 5-й гвардейской бригады говорят сами за себя.

«28.06.1944 года товарищ Семихатов был назначен старшим по доставке боеприпасов на огневые позиции. Под артиллерийским огнем и бомбежкой противника при переправе машина с боеприпасами от прямого попадания снаряда загорелась, проявив мужество и решительность, вывел ее на буксире и потушил…»

Лейтенант Н.А. Семихатов
Лейтенант Н.А. Семихатов

Награды: орден Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, медаль «За взятие Будапешта», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

До мая 1946 года Николай Александрович находился на военной службе.

«4 раза был ранен, командир минометного взвода. Это был 1942 год. Стал командиром взвода минометов и отправился на Западный фронт. Был в Болгарии, Румынии, Венгрии, Австрии. Не был только в Германии и Чехословакии. Вот так прошла вся война, прошла она очень удачно. Я четыре раза ранен, но остался живой и нормальный. Поэтому я считаю, что для меня война кончилась с минимальными ущербами», – рассказывал о себе Николай Александрович.

После войны Николай Александрович вернулся к конструкторской работе в отделе КБ-885, которым руководил Николай Алексеевич Пилюгин.

Николай Алексеевич Пилюгин – советский учёный, конструктор, специалист в области систем автономного управления ракетными и ракетно-космическими комплексами. Академик АН СССР. Член Совета главных конструкторов ракетной и ракетно-космической техники. Дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской и Государственной премий. По предложению Сергея Королёва Пилюгин в 1946 году стал главным конструктором автономных систем управления в НИИ-885 и членом Совета главных конструкторов. Вёл разработку автоматизированной системы управления баллистической ракеты Р-1. Разрабатывал системы управления ракет Р-1, Р-7 (выводившей на орбиту Спутник-1 и первого космонавта), руководил разработкой систем управления многих межпланетных станций, ракет «Протон», советского космического челнока «Буран». В 1969 году был назначен заведующим кафедрой Московского института радиотехники, электроники и автоматики.

В середине 1950-х гг. Н.А. Семихатов был назначен главным инженером и главным конструктором свердловского конструкторского бюро, занимавшимся созданием бортовых систем управления баллистических ракет для Военно-морского флота. В конце 1950-х годов он организует разработку первого из прототипов бортовых вычислительных машин. Под его научным руководством было создано направление, связанное с управлением баллистическими ракетами подводных лодок. Созданные в СКБ-626 и «НИИ автоматики» системы управления обеспечили запуск первого искусственного спутника Земли (1957) и полет первого космонавта планеты Юрия Гагарина (1961). Под руководством Семихатова были разработаны автоматизированные системы управления сложными технологическими процессами. Они нашли применение в металлургии, нефтегазовой промышленности, энергетике и связи, на речном флоте и железнодорожном транспорте.

Сегодня «НПО автоматики имени академика Н.А. Семихатова» в городе Екатеринбурге – крупнейший разработчик систем управления и радиоэлектронной аппаратуры для ракетной и космической техники. А начиналось все в сентябре 1941 года, когда в Свердловск был эвакуирован «Киевский радиозавод» и был создан номерной завод № 626, размещенный в здании «Дома торговли и промышленности». Первоначально он изготавливал танковые переговорные устройства, затем на трофейном оборудовании начали производство репродукторов, радиоприемников, радиол «Урал», самолётных и танковых переговорных устройств, приёмных буковопечатающих аппаратов, измерителей помех.

И опять в качестве дублера Московского НИИ-885, где занимался после войны бортовыми системами управления выпускник Московского энергетического института, фронтовик Николай Семихатов, в 1952 году в Свердловске создается специальное конструкторское бюро СКБ-626. Задачи СКБ – разработка и изготовление систем управления баллистическими ракетами. В 1956 году СКБ-626 и радиозавод преобразуются в Союзный «НИИ автоматики» и «Опытный завод автоматики», где и создаются первые системы управления оперативно-тактическими ракетами и ракетами для вооружения подводных лодок различных модификаций.

В 1953 году молодой инженер отправляется в Свердловск развивать конструкторское бюро, выросшее впоследствии в «НПО автоматики» (с 1958 года – НИИ-592, ныне – «НПО автоматики имени академика Н.А. Семихатова»).

Вспоминая свой приезд в Свердловск осенью 1953 года, Николай Александрович Семихатов рассказывал про маленькую проходную, зеленую дверь и не то недоделанное, не то разрушенное строение в три этажа, которое сотрудники именовали «башней». В «башне» всему новому КБ отводилось 300 кв. м. Сложно было представить, что через несколько лет в центре Екатеринбурга «НПО автоматики» будет размещаться в огромном здании «Дома торговли и промышленности».

Кстати, в СКБ-626 были разработаны и изготовлены кварцевые резонаторы, испускавшие знаменитые позывные первых искусственных спутников Земли. Это были сдвоенные радиопередатчики мощностью 1 Вт. Их сигнал можно было поймать даже на любительских радиоприемниках.

Именно здесь впервые в Советском Союзе в бортовых системах управления ракетных комплексов стали использоваться цифровые вычислительные машины и впервые в мировой истории создаются системы управления с астрокоррекцией и коррекцией с помощью навигационных спутников Земли, а также системы, использующие информацию о рельефе местности.

Кратко немного теории для понимания важности задач, стоявших перед КБ:

Наведение на цель (навигация) – обеспечивает полёт ракеты согласно траектории, указанной в полётном задании. В полёте производится корректировка отклонения ракеты от указанного курса. Первоначально для этой цели использовались гироскопы. Для компенсации ошибок используется астрокоррекция (по карте звездного неба) и спутниковая система навигации. Стабилизация полета – система обеспечивает устойчивый полет ракеты. Управление расходом топлива – обеспечение максимально эффективного расхода топлива и полного выгорания компонентов (горючего и окислителя). В процессе предполетной подготовки система управления также обеспечивает автоматизацию проверок узлов ракеты и пусковых операций. В зависимости от размещения системы управления делятся: на бортовые, наземные и контрольно-испытательные.

Все эти системы разрабатывались и изготавливались под научным руководством Н.А. Семихатова.

Разработки «НПО автоматики» в области ракетно-космической техники отмечены Ленинскими и Государственными премиями СССР. За заслуги в области ракетно-космического приборостроения «НПО автоматики» награждено орденом Трудового Красного Знамени (1961 г.) и орденом Октябрьской Революции (1975 г.).

Николай Александрович Семихатов. Доктор технических наук (1976), профессор (1981), академик АН СССР с 1990 года, член Международной энергетической академии (1995), почётный член Академии навигации и управления (1996), член РАРАН (1998), заведующий кафедрой ТПРА Уральского политехнического института (1976–1998), сопредседатель Совета Главных конструкторов предприятий ВПК «большого» Урала, член редакционной коллегии журнала «Ракетно-космическая техника» (1959—1992). Автор более 350 научных трудов по специальным темам на правах рукописи (1953—1997).

Награждён:

Герой Социалистического Труда (1961)

Четыре ордена Ленина

Два ордена Отечественной войны 1-й степени (08.12.1944, 06.11.1985)

Орден Отечественной войны 2-й степени (20.07.1944)

Орден Красной Звезды (26.04.1945)

Орден «Знак Почёта»

Лауреат Ленинской премии (1959)

Дважды лауреат Государственной премии СССР (1968 и 1978)

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1979)

Почётный гражданин Свердловской области (1998)

Коллеги по работе называли его просто «Главный». И, формулируя стоящие перед Главным конструктором задачи, Николай Александрович говорил: «Главный конструктор это, прежде всего, достаточно эрудированный инженер, который хорошо понимает общее развитие проблемы, который в определенной степени знает науку, знает производство, возможности производства, знает уровень этого производства. Наверное, главный конструктор должен обладать определенными свойствами и возможностями увлекать за собой людей. Потому что без этого ни одной большой проблемы решить не удастся».

Академик Николай Семихатов с коллегами в своем кабинете
Академик Николай Семихатов с коллегами в своем кабинете

Все предельно просто. Так же просто, как и в конструкторских решениях. Гениальное всегда просто. У Николая Семихатова с детства были задатки инженера, узнать, как работает машина, кукла, механизм. Порядок в игрушках и в мыслях – все разложено по полочкам.

«Фактический лидер творческого коллектива является тем цементирующим и организующим звеном, вокруг которого и собирается весь творческий руководящий состав в конкретных предметных областях. Искусство каждого руководителя этого уровня состоит в том, чтобы все работали творчески, в атмосфере взаимопонимания и взаимной выручки при полном доверии и самостоятельности в своей области деятельности; везде должен царить дух взаимного уважения, одержимости и ответственности за безусловное выполнение взятых всеми вместе сложнейших обязательств. Только в том состоит прелесть творчества и можно получить удовлетворение от выполненного такого сложного и ответственного дела. Перед таким творческим коллективом руководителей ставится сложнейшая национальная задача, и у него был только один ответ – поручение Родины будет выполнено. Любые фальш и неуважение друг к другу среди этой творческой группы руководителей приведут к срыву работ, внутренней неудовлетворенности работой и в конечном счете к деградации всего коллектива».

И еще штрихи к портрету.

Персональный водитель Семихатова, Алексей Столяров, вспоминал:

– Однажды ехали мы в Миасс, дороги через Карабаш еще не было, поэтому путь лежал через Челябинск. Вечером пельменные, где он любил обедать, и столовые закрыты. Мы пошли в хороший ресторан. Как всегда, он в куртке типа телогрейки. Швейцар пропустил нас страшно неохотно. Проходит мимо официант, а на лице его написано: «Ходят тут всякие». Николай Александрович подошел к раздевалке, снял с себя куртку, швейцар открыл рот и долго так стоял. Семихатов был при полном параде: звезда Героя, знак лауреата Ленинской премии, четыре ордена Ленина. Обслужили нас по высшему разряду.

Академик Семихатов придерживался из дня в день одного распорядка. Рабочий день начинался в 9 и заканчивался в 23. Но и дома Николай Александрович продолжал работать. Отвечал на письма, просматривал документы, четко формулируя задания подчиненным. Случалось, что срочные дела заставляли его оставаться на работе, и тогда Ариадна Владимировна (жена Николая Александровича) по ночному Свердловску несла ему на работу лекарства. А взятые из дома бутерброды часто возвращались домой, так как есть было и некогда, а при людях и неудобно.

В дальние поездки Семихатов ездил только на поездах. В самолетах его сильно укачивало и приказы «прибыть срочно» становились невыполнимыми. Разработчик систем управления ракетами для морского флота абсолютно не переносил качку. При этом Николай Александрович всегда считал, что в первую очередь он разработчик систем морской тематики, подчеркивая их сложность, а во вторую – сухопутной.

Сотрудники вспоминают, что, устроив подчиненному разнос, за какое-то невыполненное задание, Николай Александрович сильно переживал и в конце дня вновь вызвал к себе в кабинет. И уже спокойно беседовал с коллегами на отвлеченные темы, как бы извиняясь за резкий тон.

* * *

Макеев, Забабахин, Семихатов. Удивительные люди. Как повезло тем, кто учился у Семихатова. Главный конструктор систем управления советских БРПЛ и ряда оперативно-тактических ракет сухопутных войск СССР заведовал кафедрой технологии проектирования радиотехнических приборов (1976–1998 гг.) Уральского политехнического института.

Николай Александрович Семихатов руководил «НПО автоматики» почти четверть века. За свою профессиональную деятельность Семихатов запатентовал около 40 изобретений и написал более 300 научных работ.

В 1997 году академик РАН Николай Александрович Семихатов с группой сотрудников переходит из НПОА в ИМАШ УрО РАН и начинает развивать новое направление – прецизионное машиностроение, предвидя создание заводов-автоматов, роботизированных производственных линий, электронного приборостроения. Это развитие той идеи, которой придерживались разработчики Семихатова – не просто передать технологам чертежи, но фактически выдать готовую технологию производства. Этого принципа придерживался Николай Александрович: «…в стране с нами могли работать только три завода. У нас было сильно развита автоматизация проектирования, подчас обходились файлами в вычислительных системах… Здесь, в Свердловске, мы разрабатывали печатную плату, передавали файл на наш завод, который находился в десяти километрах, и там станки работали».

* * *

В память об академике Семихатове в «НПО автоматики» ежегодно проходит молодежный космический форум «Семихатовские чтения». Его именем названа одна из улиц города Екатеринбурга — бульвар академика Н.А. Семихатова.

Открытие памятной доски Н.А. Семихатова
Открытие памятной доски Н.А. Семихатова

* * *

И в конце нашего повествования раскроем одну тайну. Термин «Уральский дракон» придумал талантливый журналист Владимир Степанович Губарев. Владимир Губарев был допущен к ядерным секретам, был очевидцем многих событий в атомной отрасли, встречался с засекреченными академиками, брал интервью, бывал на испытаниях, много писал о выдающихся деятелях науки и оборонной промышленности. Его персональным куратором и цензором был министр среднего машиностроения Ефим Павлович Славский – министр атомной отрасли.

Многие написанные Губаревым материалы до поры лежали под сукном на столе министра. Именно благодаря Владимиру Губареву мы сегодня знаем так много о талантливых и удивительных главных конструкторах самой засекреченной отрасли.

А «Уральский дракон» по-прежнему охраняет мирное небо нашего государства.

И пусть наши враги не забывают о его существовании!

Автор: Виктор КРАСУСКИЙ

Вы читали окончание очерка. Начало здесь Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин

Книга "Купола Кремля" здесь Книга "Три власти" здесь и здесь Книга "Встреча с жизнью" здесь Книга "Честь таланта" здесь