Групповая кинотерапия: как лечат фильмы
Иногда бывает так, что после каких-либо событий аффективный след остаётся в нас не полностью пережитым. И даже не вполне осознанным. В таком случае мы чувствуем эмоциональную или физическую тяжесть, дискомфорт, иногда желание уединиться или, напротив, как можно скорее оказаться среди людей, задаёмся вопросами почему так произошло, почему не получается, почему я, правильно ли я сделал (а), если сделал правильно, почему нет успокоения...и т. п.
Просмотр фильмов помогает оформить аффект, находящийся в допороговом по отношению к сознанию положении и наконец осознать что стоит за нашим дискомфортом (какая тема или внутренний конфликт). Иногда открытие может быть неожиданным.
Этот процесс важен не только для тех, кто испытывает дискомфорт, но и для тех, кто стремится к самопознанию и личному развитию.
Самое эффективной формой работы с фильмами являются групповая кинотерапия.
Какие механизмы работают:
Аристотель считал, что искусство разумно. Многим известна теория Аристотеля о катарсисе и мимесисе как принципах эстетического восприятия.
Мимесис - это свойство искусства подражать/воплощать действительности. Наблюдение за подражанием ведёт нас к познанию. Дуальность является необходимым элементом мимесиса: сначала мы видим небо, а затем мы видим небо, которое изобразил художник.
В психоанализе это называется символизацией - процесс, в котором мы имеем дело не с сырой действительностью, а с субъективной реальностью. Символизация является необходимым путем, по которому движется развитие любой психики.
Однако по степени символизация мы все же сильно различаемся, а следовательно различаемся по способности иметь дело с нашими внутренними переживаниями/процессом горевание и не подменять их действием или психосоматикой. Символизация способствует укреплению функций Эго и его устойчивости к фрустрациям.
Групповая работа с фильмами как раз способствует развитию символизации.
Катарсис же, согласно Аристотель, - это очищение от аффектов преимущественно через страх и сострадание трагическому действию (Аристотель создавал свою теорию во времена господства греческой трагедии, где не могло быть счастливого конца, в отличие от комедии, возникшей как театральный и литературный жанр существенно позже). После катарсиса мы переживаем облегчение и удовольствие.
Другими словами, чтобы произведение искусства было способно очищать/лечить, необходимо вызвать в зрителе два основных чувства:
1. Страх
2. Сострадание
3. Французы позже добавили третье чувство – восхищение.
Отсюда вытекала мысль, что герои, за которыми мы наблюдаем как зрители, не должны быть лучше нас. Они должны быть или такими, как мы, или чуть хуже нас.
Психологически, мы говорим здесь о возможности идентификации с героями фильма. Действительно, не со всеми героями мы можем легко идентифицироваться. То, на что мы обращаем внимание, бессознательно идентифицируемся во время просмотра фильма или то, что у нас вызывает негативные чувства и отторгается, позволяет нащупать важные психологические узлы подобно тому как это происходит на сеансе терапии.
Как осуществляется работа на психологическом уровне у каждого из участников кинотерапии?
- Через непроизвольное выделение нами тем/героев/ситуаций (что "готово" внутри для интеграции). Что меня задело, что меня восхитило, что показалось возмутительно, вызвало слезы...
- Через наделение смыслами (по типу проекции). То есть, интерпретируя для себя происходящее в фильме, мы помещаем наружу наше собственное содержание, которое раньше, возможно, было недоступно.
- Через идентификацию и противопоставление себя героям (части Ид или Тень по Юнгу).
- Через вербализацию в диалоге с Другими, которая способствует интеграции "поднятых" переживаний/смыслов. Через рассказы других участников группы, происходит также обогащение, социализация /легитимизация собственных идей, высказываний, смыслов.
- Через рассказы Других и собственную эмоциональную реакцию на них, можно обнаружить дополнительные триггеры или ресурсные точки.
То есть, фильм может рассказать нам о нас самих.
Таким образом, свойства хороших фильмов имитировать объективную реальность, используя собирательные образы, вызывая личные переживания, помогает нам принять собственную психологическую реальность. В этом кроется возможность лечения, изменения и преобразования человека через кинотерапию.
А какие фильмы помогли вам лучше узнать себя?
Автор: Морозова Вера Александровна
Психолог, Психоаналитически ориентированный
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru