Сегодня речь о легендарных и узнаваемых трамваях, которые в силу обстоятельств стали символом того или иного города. То есть достаточно увидеть такой трамвай на сувенире даже условно и сразу понятно, о каком городе идет речь. И таких трамваев-символов на самом деле немного. Если что-то упустили – пишите в комментариях.
МОБИЛЬНЫЕ АУДИОГИДЫ ПО ГОРОДАМ ЕВРОПЫ
Начнем не с самого узнаваемого трамвая-символа.
Рижский трамвай
В Риге сто лет назад существовал собственный завод, производивший в числе прочего трамваи, – «Феникс». Так же назывался и завод по их производству. В советское время он получил название «Рижский вагоностроительный завод» (RVR) и выпускал знаменитые электрички серии ЭР, а также продолжал производить трамвайные вагоны под маркой «РВЗ».
Рижский вагон узнаваем по красивым арочным окнам и фонарю. Исторически в Риге использовался штанговый токосъемник на всех вагонах трамваях, и эта уникальная черта делала его узнаваемым на просторах СССР. Нигде за исключением Даугавпилса, такой токосъемник не использовался.
В советское время и сегодня один из ретро-вагонов используется в качестве экскурсионного.
В 1915 году в связи с угрозой оккупации Риги немецкими войсками 18 вагонов были эвакуированы в Петроград и переданы для открытия движения по Ораниенбаумской электрической железной дороге. Для этого они были частично переделаны – остеклена кабина, увеличена длина кузова. Проработали они в Ленинграде до начала 30-х годов.
Точности ради отметим, что с 1912 по 1915 просуществовала также небольшая трамвайная система с этим вагончиком в курортном предместье Риги – Кеммери.
Рижский «Феникс» можно было встретить и в курортной Старой Руссе, где трамваи ходили до войны.
Стамбульский трамвай
Искушенные знатоки обязательно хотя бы раз на нем прокатятся, решившись прибить свой туристический щит на врата Царьграда.
Система общественного транспорта Стамбула так же причудлива, как и все остальное в этом древнем, но энергично живущем городе. Местный исторический трамвай является одновременно и туристским аттракционом, и частью этой самой системы как линия Т-2.
...Когда-то конно-железные дороги плотно окутывали многомиллионный Стамбул. Конка появилась на берегах Босфора в 1871 году и пользовалась популярностью. Перед Первой мировой войной все лошади были реквизированы для военных нужд. Зато буквально через год вагоны перевели на электрическую тягу. К 1950-м годам протяженность трамвайной сети достигла 150 км. Это примерно столько же, сколько в современной Москве.
Но дальше в Стамбуле случилось то же, что и во многих европейских мегаполисах. Трамвай сочли пережитком прошлого, мешающим движению порядочной публики на личных автомобилях. В 1966 году трамвай закрыли. И Стамбул погрузился в пробочный ад, которому позавидовал бы иной москвич, хвастающийся количеством потерянных в заторах часов.
Слава богу, Стамбул недаром одной ногой стоит в Европе. Власти уразумели, что без рельсового общественного транспорта городу-мультимиллионеру не прожить. Так в Стамбуле в 1989 году появился метрополитен. Наверное, это был последний европейский мегаполис, который обзавелся столь полезным транспортом. А в 1990 году запустили по улице Истикляль трамвай. Там же, где он ходил 30 лет назад.
Погоды конечно «истикляльский трамвай» не делает. Движение однопутное, по узкой колее. Очень похожая система сохранилась в Евпатории. Исторический маршрут Т-2, который тут иногда называют «ностальжик», довольно удобно замыкает два фуникулёра, точнее их верхние станции. А поскольку нижние станции связаны скоростным трамваем Т-1, то можно позволить себе недорогой кольцевой маршрут по исторической части Стамбула. Везде проезд оплачивается единой «Стамбул-картой».
На азиатской стороне, кстати, действует еще один исторический маршрут – кольцевой Т-3. На нем работают старые добрые немецкие вагоны «Реко» и «Гота».
Но символом Стамбула является все же этот, на европейской стороне. Стоит ли удивляться, что именно этот трамвай изобразил дизайнер обложки самой известной книги о Стамбуле. Она принадлежит перу Нобелевского лауреата Орхану Памуку.
Канатный трамвай Сан-Франциско
Еще одним трамваем, который однозначно ассоциируется с конкретным городом – это канатный трамвай Сан-Франциско.
«Канатный» означает, что он приводится в движение металлическим канатом, который проходит между рельсами в специальном желобе, а вагон лишь цепляется за него специальным захватом. Когда-то такой вид тяги получил относительно широкое распространение в США. Но спустя столетие лишь Сан-Франциско согласился тянуть на себе бремя славы единственного города, где такой трамвай все еще ходит.
Канатный трамвай в Сан-Франциско был запущен 1 сентября 1873 года. Учредителем этой дороги был Эндрю Смит Хэллидай, главным инженером — Уильям Эппелшеймер. Уже в 1891 году на улицах калифорнийского города заработал электрический трамвай, канатному брату стало трудно конкурировать. Единственное, в чем он имел преимущество – это в способности предолевать крутые подъемы.
Весь 20-й век – это борьба одних за то, чтобы закрыть легендарный вид транспорта, других – чтобы сохранить. В 1908 году он был почти полностью уничтожен из-за сильнейшего землетрясения. В 1920-40-х годах как и в других городах, Сан-Франциско стал местом «трамвайного заговора», когда активно лоббировались автобусы вместо рельсового транспорта. Несколько раз вопрос о сохранении канатного трамвая поднимался на городском референдуме.
Так или иначе сегодня в городе святого Франциска работает три линии, которые, конечно, пользуются в основном спросом у туристов. Обычно трамвай битком забит, сесть на него можно обычно только на «конечной». Зато есть плюс – на калифорнийском ретротрамвае официально можно ехать на подножке, в этом случае за проезд платить не надо. Еще один аттракцион: пассажиры по желанию участвуют в ручном развороте вагона на специальном круге.
Управление трамваем требует от водителя недюжего мастерства. Сам канат имеет эластичную сердцевину, благодаря чему сцепление с ним захвата возможно постепенно. Еще более сложно торможение, ведь отпуская канат, вагон продолжает двигаться по инерции. Для этого имеется целых три независимых тормозных системы.
Лиссабонский трамвай
Наконец, самым узнаваемым в мире трамваем как символа города, является лиссабонский трамвай. Побывать в столице Португалии и не прокатиться на знаменитом 28-м маршруте – не побывать в столице Португалии. Лиссабон расположен на гористой местности и поэтому трамвай здесь пользуется спросом как у местных жителей, так и у туристов.
Маленький желтый трамвайчик, едущий по старинной улочке, растиражирован на картинах и открытках, магнитиках и винных этикетках. Другой аутентичный, но менее известный цвет – красный.
Конка появилась в Лиссабоне уже в 1873 году, однако ее линии проходили только на равнинной местности. Сил тянуть вагон с пассажирами в гору не было даже у выносливых лошадей. Требовалась более мощная тяга.
Тут сказалось близость Португалии … к США. Ненамного, но все же Лиссабон находится на наименьшем расстоянии от Америки. В заокеанских городах в то время получила распространение канатная тяга, крайне редко использовавшая в Европе.
В 1884 году в Лиссабоне появился первый канатный фуникулер. Сейчас в городе действует три фуникулера. Один из них «Лавра» как раз с того самого 1884 года. Причем вагоны фуникулеров окрашивается в тот же желтый цвет, что и местные трамваи.
Затем эта же компания построила линии канатного трамвая (см. выше). Первая линия канатного трамвая, открытого в 1890 году – сегодня часть того самого маршрута 28Е.
С 1931 году канатные трамваи были постепенно переведены на электрическую тягу. Сегодня действует 6 линий трамваев, их номера похожи на выигрышные номера «Спортлото»: 12, 15, 18, 24, 25 и 28.
Наиболее популярен у туристов и производителей туристских сувениров, это как раз 28-й. Он тянется через весь исторический центр от площади Мартима Монеша до совсем нетуристического района Кампу де Оурике. Проходит через район Алфама перед Кафедральным собором, проезжает по району Байша, останавливается на смотровой площадке Граса, минует Базилику да Эштрела и многое другое.
В качестве подвижного состава используется трамвай 1930 года Remodelados. Благдаря своей компактности, он легко маневрирует по узким улочкам, даря пассажирам острые ощущения, а фотографам – уникальные ракурсы.
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL