Найти в Дзене

Школьная любовь в советском кино. Взрослое осмысление детского чувства

Первая статья цикла "Школьная любовь в советском кино" Немного личного. Смотреть фильмы я пристрастился в детстве, во времена телевизионных ящиков и нечастых культпоходов в кинотеатры. Настоящей жизни я ещё не знал, тогдашнее моё окружение не было склонно знакомить меня с активной и интересной жизнью, и кино служило мне окном в мир – тот самый неведомый мир, до которого, как я полагал, я ещё не дорос, но в котором, конечно же, всё должно быть прекрасно. Киногерои жили и действовали не так, как знакомые мне в реальности люди: они чувствовали, мыслили, совершали поступки и откровенно говорили о своих чувствах и мыслях, объясняли поступки. Я не понимал ещё, что кино является условным и опосредованным отражением реальности, что это зеркало не столько жизни, сколько сознания – сознания людей, делающих и смотрящих фильмы. Но зародившийся во мне в те далёкие времена и сохранившийся впоследствии глубокий и серьёзный интерес к кино помог мне в будущем научиться правильно понимать происхо

Первая статья цикла "Школьная любовь в советском кино"

Немного личного. Смотреть фильмы я пристрастился в детстве, во времена телевизионных ящиков и нечастых культпоходов в кинотеатры. Настоящей жизни я ещё не знал, тогдашнее моё окружение не было склонно знакомить меня с активной и интересной жизнью, и кино служило мне окном в мир – тот самый неведомый мир, до которого, как я полагал, я ещё не дорос, но в котором, конечно же, всё должно быть прекрасно. Киногерои жили и действовали не так, как знакомые мне в реальности люди: они чувствовали, мыслили, совершали поступки и откровенно говорили о своих чувствах и мыслях, объясняли поступки. Я не понимал ещё, что кино является условным и опосредованным отражением реальности, что это зеркало не столько жизни, сколько сознания – сознания людей, делающих и смотрящих фильмы. Но зародившийся во мне в те далёкие времена и сохранившийся впоследствии глубокий и серьёзный интерес к кино помог мне в будущем научиться правильно понимать происходящее и разбираться в людях. Это происходило, в числе прочего, посредством сопоставления поведения киногероев и реальных людей: по мере взросления я всё более критически относился к первым и внимательнее – ко вторым. В некотором смысле я взрослел вместе с героями любимых фильмов: меняющееся восприятие их было вехами моей зрелости.

-2

Возможно, поэтому мне особенно интересно пересматривать старые фильмы спустя много лет: я узнаю себя маленького и тут же с удовлетворением отмечаю рост и усложнение своего восприятия. Больше того, при повторном просмотре я делаю иногда удивительные открытия: те вещи, которые я не замечал прежде, теперь представляются лежащими на поверхности, и непонятные раньше причины оказываются ясными и очевидными, будто на ладони. Но, знаете ли, открытие – даже самое маленькое – весьма беспокойная штука: оно зудит в тебе, просится наружу и не даёт выдохнуть до тех пор, пока ты не освободишься от него, поделившись с кем-то другим. Можно считать это эгоистическим мотивом написания данного текста. Но есть и другой, более позитивный мотив: искренняя надежда, что мои скромные наблюдения и выводы на основе обширного киноматериала помогут другим людям, которые любят кино и стремятся разобраться в жизни, что-то увидеть и понять, или, по крайней мере, возбудиться мыслью. Будучи далёк от желания осчастливить человечество своими идеями, я всё же считаю, что коммуникация идей – в любой области – весьма желательна и даже необходима.

-3

Ну что ж, разобравшись с мотивами рождения текста, перейдём, так сказать, от общего к частному. Не так давно я полюбил делать солидные тематические подборки фильмов, в которые включал как давно виденные, так и незнакомые мне. Такой подход, в сочетании с внимательным просмотром, позволял делать довольно широкие обобщения касательно развития выбранной темы в кинематографе данной страны и эпохи. И начал я, конечно же, с эпохи, из которой вырос сам – советской периода застоя. В это время появлялось множество фильмов, с одной стороны, прекрасных и человечных, с другой – довольно далёких от реальности и даже оторванных от неё. Соответственно, эти картины могли служить двоякой пользе: учить, как НАДО относиться к себе, людям и миру, и одновременно – как НЕ НАДО этого делать. Первой моей подборкой стали фильмы о советской школе и школьниках: от самых первых, ещё сталинских времён («Сельская учительница» 1947 г.) до перестроечно-чернушных («Дорогая Елена Сергеевна» 1988 г.). Вначале я предполагал, что просмотр подборки станет просто интересным, отчасти ностальгическим времяпровождением. Но, когда я добрался до стоявшего в середине списка фильма Сергея Соловьёва «Сто дней после детства» 1975 г., произошло то, чего я никак не ожидал. Я сделал открытие. И оно, разумеется, тут же начало проситься наружу.

Снова вместе. Кадр из фильма "Васёк Трубачёв и его товарищи" (реж. И. Фрэз, 1955 г.)
Снова вместе. Кадр из фильма "Васёк Трубачёв и его товарищи" (реж. И. Фрэз, 1955 г.)

Чуть больше истории. В 1943 году в СССР было введено раздельное обучение мальчиков и девочек в школах Москвы, Ленинграда и крупных городов. Поскольку нововведение не затронуло малые города и сёла, его можно считать экспериментом, проводившимся чуть больше десяти лет: в 1954 году мальчишки и девчонки снова стали учиться вместе. Возвращению совместного обучения предшествовала бурная дискуссия с участием общественности, в которой подавляющее большинство высказалось за это возвращение. Это и естественно: школьная сегрегация по половому признаку противоречила равноправию мужчин и женщин, закреплённому Конституцией 1936 года и прочно вошедшему в советский быт. Многие отмечали отрицательные результаты проводившегося эксперимента. Однако не всё так просто: совместное обучение давало новые эффекты, которые могли серьёзно затруднить и действительно затрудняли не только школьное, но даже семейное воспитание. Каждодневное сосуществование разнополых школьников, с одной стороны, удовлетворяло простые потребности души и прививало важные навыки общения, но с другой, таило в себе постоянную опасность недоразумений, конфликтов и того, что называют «потерей берегов». Жажда самоутверждения перед противоположным полом и тем более чрезмерная увлечённость конкретным его представителем плохо сочетаются с усердной учёбой и погубили много небесталанных умов и характеров. Потери эти, конечно, никто не считал, и их вряд ли можно оценить даже предположительно, но не вызывает сомнений, что школьные любовные истории не столько закаляли неокрепшие детские души, сколько ранили и ломали их. Всякий ли может вынести такое?

-5

Кинематограф как «важнейшее из всех искусств» не мог не высказаться на эту животрепещущую тему. Надо отдать должное советским сценаристам и режиссёрам, которые в большинстве своём подходили к ней чрезвычайно деликатно и осторожно, что было вызвано не столько цензурными запретами (значительно ослабевшими с середины 1950-х и особенно в 60-е годы), сколько царившими в те времена общественными нравами, не поощрявшими слишком вольное поведение с противоположным полом. Даже в самый разгар оттепели – в 1960-е, что прославились расцветом свободолюбивого творчества, считалось неприличным не только говорить о сексуальных контактах, но и намекать на них – причём это правило соблюдалось и взрослыми, и подростками. До сексуальной революции второй половины 1970-х было ещё далеко, и тогдашние почти патриархальные нравы теперь могут казаться нам старинными и странными. А ведь прошло-то всего 60-70 лет! Первые фильмы, которые прямо высказывались по щекотливому вопросу взаимоотношений разнополых подростков («А если это любовь?» 1961 г., «Дикая собака Динго» 1962 г.), не только не содержали никаких скабрёзностей и шокирующих откровений, но были по-настоящему чисты и человечны, отличались внимательным и чутким отношением к душевным переживаниям героев и представляли раннюю любовь как этап их взросления. Правда, уже во второй половине 1960-х намечается некоторый поворот в отношении к теме: она индивидуализируется, ставится в зависимость от характера и потребностей конкретных персонажей, подаётся в большей степени как случайное событие, некий жизненный казус («Я вас любил» 1967 г., «Доживём до понедельника» 1968 г., «Завтра, третьего апреля» 1969 г.).

Нежность первого чувства. Кадр из фильма "Дикая собака Динго" (реж. Ю. Карасик, 1962 г.)
Нежность первого чувства. Кадр из фильма "Дикая собака Динго" (реж. Ю. Карасик, 1962 г.)

Первая половина 1970-х переносит акцент с болезненных переживаний первой влюблённости на межполовую школьную дружбу как более здоровое чувство, избавленное от многих осложнений («Точка, точка, запятая» 1972 г., «Не болит голова у дятла» 1974 г.). Но в таком аспекте чего-то не хватало для полного раскрытия темы, что-то другое из внешнего, взрослого мира стучалось в дверь и требовало впустить. Проблема явно нуждалась в переосмыслении, и знаковым, переломным событием на этом пути стал замечательный фильм «Сто дней после детства» 1975 г. Он не только вобрал в себя всё пройденное – и терзания ранней влюблённости, и индивидуальные потребности юной души, и чистоту дружеских отношений, но и, подобно призме, преломил всё это в новом ракурсе, чётко разделив раннюю любовь на разные типы и ясно выразив отношение к страданиям влюблённого подростка. Собственно говоря, эту картину можно считать вершиной кинематографического исследования вопроса. После неё явно обозначился спад, причём не только двинулся на убыль интерес к теме, но деградировало и само представление об отношениях мальчиков и девочек, опустившись или до взрослой обыденности («Школьный вальс» 1977 г.), или до причудливых душевных извращений («Когда я стану великаном» 1978 г., «В моей смерти прошу винить Клаву К.» 1979 г.). Особняком стоит фильм Ильи Фрэза «Вам и не снилось» 1980 г., вызвавший новый всплеск интереса к предмету, но здесь история юношеской любви подана в совершенно новом разрезе, выводящем на нестандартные обобщения. Пожалуй, эта картина явилась завершением развития в кино темы подростковой любви. Дальше этот предмет эксплуатировался или ради незатейливых комических приключений («Всё наоборот» 1981 г., «Приключения Петрова и Васечкина» 1983 г.), или в трагедийном ключе («Чучело» 1983 г., «Завтра была война» 1987 г.). Но лучшие образцы этого жанра остаются с нами и не только дарят нам возможность сопереживания, но и сохраняют отпечаток эпохи – той самой, в которой сломалась великая страна, но из которой вышли мы все.

Ромео и Джульетта конца ХХ века. Кадр из фильма "Вам и не снилось" (реж. И. Фрэз, 1980 г.)
Ромео и Джульетта конца ХХ века. Кадр из фильма "Вам и не снилось" (реж. И. Фрэз, 1980 г.)

Продолжение следует

-8