Обычно мне нравятся новые выставки.
Вся эта весёлая беготня: получение экспонатов, распаковка, составление экспозиции. Не всем это нравится; наша начальница бесится, потому что на каждом этапе возникают проблемы
Подписи к старинным украшениям, любое из которых дороже, чем вся моя квартира, перепутаны. У одной из фарфоровых кукол порвалось платье — а такую ткань уже лет двести не производят. И это только начало!
Я помогаю, как могу, хотя это вообще не моя область работы. Просто люблю наш музей. К тому же, если узнать экспонаты поближе — текст будущей экскурсии становится интереснее.
Я люблю писать его, сидя прямо на полу в главном зале. Мимо проносят тяжёлый ящик рабочие. Трио кураторов держится неподалёку, начальница проносится, размахивая ежедневником. С распущенными волосами, в свободном алом пиджаке, она выглядит почти безумной.
Это и есть тема выставки, кстати. «Известные безумцы прошлого». Название придумывала не я — и мне не очень нравится. Но программки и вывеску уже напечатали.
Что ж, работаю с тем, что есть.
Ящик открывается, являя нам своё содержимое. Отпиваю свой латте, ручка занесена над блокнотом. Вот он, первый взгляд на экспонат.
Это костюм.
У манекена нет головы, ничто не отвлекает внимание от одежды. Чёрный камзол с серебристой вышивкой на манжетах, чёрные же брюки и сапоги. Только рубашка светлая. Наверное, раньше она была ослепительно белоснежной, но и этот цвет может потерять свою яркость.
«Время не щадит никого», — набрасываю я в блокноте. Сверяюсь с информацией о выставке: это костюм графа Андрея Тамаринова, печально известного как «Уральский кровопийца».
Я читала его мемуары. Он был богат, любил искусство, особенно литературу. Но ничто из этого не пошло ему на пользу: прочитав «Дракулу», Тамаринов возомнил себя графом-вампиром и замучил полтора десятка человек.
В своих дневниках он подробно описывал, как пил кровь. Может, его жуткое путешествие бы продолжилось — но граф умер от отравления.
Надо обязательно упомянуть это в экскурсии.
Нам привозят ещё сотни экспонатов: платье девушки, которая верила, что говорит с духами, украшения, старые фотографии, зеркала, кинжалы. Но меня тянет к костюму графа. Он кажется удивительно цельным: чёрные ботинки и перчатки дополняют образ, шейный платок завязан на идеальный узел. Но внутри — пустота.
Считаю дни до открытия выставки. Пишу текст экскурсионной программы, читаю вслух, вычёркиваю целые абзацы, переписываю. Брожу по залам, едва не сталкиваясь с начальницей и не спотыкаясь о ящики и километры упаковочной плёнки.
В какую бы сторону я не пошла, возвращаюсь к нему.
Не был он самым известным безумцем, думаю я, разглядывая костюм. Не был и вампиром, иначе кровь не убила бы его. И всё же.
И всё же...
Я люблю засиживаться допоздна на работе. Осматривать экспонаты в одиночку, мысленно репетировать экскурсию. Здесь я обращу внимание на витрину со старинными фотографиями, там задам вопрос. Но теперь я постоянно оглядываюсь на костюм графа.
Или на место, где он стоял.
Может, начальница в очередной раз всё переставила, переделала, переписала. Нет, я качаю головой. И тихо, на носочках туфель, крадусь к выходу.
Едва я прячусь за витриной с туалетными принадлежностями, тень показывается из соседнего зала. Она движется неуверенно, будто вслепую. Чёрная перчатка скользит по витринам. Темнота жилета, сияние рубашки и — пустота.
Стараясь не шуметь, отступаю. Интересно, слышит ли граф? Может, он чувствует вибрацию пола через свои до блеска начищенные туфли.
Я не хочу выяснять. Знаю, клыков у него нет, как и головы, и всё же.
Уверена, он постарается удовлетворить жажду крови любой ценой.
Спасибо, что прочитали! Подпишитесь на канал и поставьте лайк, чтобы видеть в ленте больше моих историй.