Найти тему

В чем смысл "Ежика в тумане" и при чем здесь китайская философия, Даосизм и Тарковский?

Оглавление

«Ежик в тумане», 1975 год
«Ежик в тумане», 1975 год

Не так давно мне довелось посмотреть «Ежик в тумане», мультипликационный фильм 1975 года. Он так мягко, плавно и глубоко, даже как бы невзначай, без надрыва, без жонглирования эмоциями тронул меня, что ко мне пришло вдохновение написать пост, который затем перерос в эту, более развернутую и дополненную статью. 

«По вечерам Ежик ходил к медвежонку в гости считать звезды. Они усаживались на бревнышке и, прихлебывая чай, смотрели на звездное небо. Оно висело над крышей, прямо за печной трубой…». Как тонко и притягательно, как мне кажется, за всей этой 10-минутной картиной кроется метафора. Да, именно метафора. Словно весь этот мультфильм — метафора о главном, о вечном, о бытовом и непрекращающемся. 

"По вечерам Ежик ходил к медвежонку в гости считать звезды. Они усаживались на бревнышке и, прихлебывая чай, смотрели на звездное небо."
"По вечерам Ежик ходил к медвежонку в гости считать звезды. Они усаживались на бревнышке и, прихлебывая чай, смотрели на звездное небо."

По окончании просмотра захотелось понять больше, глубже и шире. Иногда случается, что душой ощущаешь призрачное дыхание настоящего, живого в произведениях искусства. Чувствуешь на кончиках телесных волосков наличие более глубоких, уходящих корнями в древность смыслов и значений. И начинаешь искать, пытаясь соединить пережитое интуитивно впечатление с многослойностью значений, которые вложили в произведение и запустили в мир его создатели. В виде детской сказки. Обманчивая простота. 

Думаю и Вы здесь оказались, дабы
разгадать!)

Для понимания "о чем?" давайте посмотрим на "как" и "почему". А именно на образность.
Образы здесь наполнены символичностью. Дерево, белый конь, узелок в руках у ежика, можжевельник, туман, сова, собака, река, звезды…

Давайте порассуждаем о некоторых из них, задав тем самым некоторую «траекторию мысли», отражающую глубину и амплитуду смыслов, какими они видятся мне.

Символы и метафоры


Белый конь — образ, не раз встречавшийся в религиозных текстах. Символ мудрости, света, сил, спасающих людей от смерти и дарующих жизнь. Существо, помогающее переправиться в иной мир, как в песне Михаила Щербакова, из ниоткуда в никуда, из неоттуда в нетуда. Именно белого коня видит Ежик в тумане, его он хочет отыскать там, потому и вступает в неизведанное.

-3

Образ коня встречается в Библии, а сидящий на белом коне — Верный и Истинный:



И увидел я отверстое небо, и вот конь, белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. (Откр. 19:11)


Масть коней, если обратить внимание на описанные там образы — имеет значение. Интересно в этом ключе упомянуть Ашвинов.
Ашвины — ведические божества, конные всадники, описанные в Ригведе. «Ашвины — благотворные боги, одаренные мудростью и чудесной силой исцеления, лекари богов и покровители аюрведической медицины. Они часто ассоциируются со спасением смертных и возвращением их к жизни. В Ригведе Ашвины переправляют человека на другой берег, за пределы мыслей и привычных ментальных состояний, в супраментальное сознание. Ашвины — боги наслаждения, повелители блаженства и силы Истины» (Источник).

Хаягрива — еще один образ, связанный с изображением коня. Это индуистское божество. Хаягрива Гухъясадхана можно перевести как “имеющий шею лошади”. "Имя Хаягрива связано с легендой о том, как Авалокитешвара принял гневную форму, дабы одолеть демона Матонга Рудру, в волосах которого была конская голова и которую победивший бог забрал себе в знак победы. Об этой голове говорится, что ее ржание “уничтожает все ложные проявления реальности, открывая сияющую реальность свободы”. Хаягрива считается воплощением Яростного Сострадания, помогающего преодолеть внутренний эгоизм и внешние трудности." (Источник).

В эпосе, сказках и религиозных текстах конь часто представляется как посредник между миром человеческим и потусторонним, миром жизни и смерти. Думаю, что в случае с Ежиком, путь пролегает между
миром ощутимым, в котором один день плавно перетекает в другой, наполненный встречами с медведями и прогулками по лесу, с последующим распитием чая с вареньем и миром вечным, соприкоснувшись с которым уже не будешь как прежде. А в перерывах между всем этим — смотришь на звезды, что выглядывают из-за печной трубы...

Ежик, видя коня, словно хочет прикоснуться к этой вечной Истине, разглядеть её в тумане... Кстати о тумане...

-4

Туман — близкий, как мне кажется, Даосизму образ. Центральным понятием в буддийской школе мадхьямака-шуньявада является Шуньята. Шуньята есть Великая Пустота, "ничто". Видение пустоты имеет значение мудрости, а значит ведет к постижению Истины.

Путь Ежика — Путь Дао

Так вот, в пейзажной живописи даосов часто встречается сюжет: пейзаж в тумане. "Туман символизирует неявленное Дао." (Источник) Туман становится здесь символом границы между очевидным и кажущимся, между "здесь" и "там". Здесь, в тумане происходят изменения. А Ежика в нем то охватывает стремление узнать неузнанное, сокрытое, то обуревает страх перед кажущимися в темноте фигурами. "Именно в тумане находятся точки бифуркации (пограничные моменты, характеризующиеся равновероятностью альтернативных исходов)." (Источник). И видится мне, что Ежик проходит Дао.

Дао — это Путь. Путь постижения ритма мироздания, возвращение к вечному и вместе с тем к себе. Быть одновременно бесконечностью и нулем есть Дао, в моем понимании. В трактате «Дао дэ Цзин» даются такие характеристики Дао как: неизречённое, пустое, невидимое, вечное, начало всех вещей. (Источник). Именно это Начало и Пустоту постигает Ежик, выбравшись из реки. Неизреченное, пустое и таинственное. Так и отвечает он, на вопрос Медведя о том, где он был: "Ёжик ничего не сказал. Он только чуть скосил глаза в сторону Медвежонка...".

-5

А что, если Путь Ежика — это Путь сознания каждого из нас?

Кстати, туман при съемках картины создавался необычным образом. Туман делали с помощью силуэтно-теневого принципа, который использовался еще в древнекитайском марионеточном театре. На прозрачную пленку наносили пыль, а под ней – на слое ниже, размещался персонаж. Стекло с ним отодвигали от туманного яруса и герой окунался в туман. " Жуковский не разрешал вообще дотрагиваться до них руками, считая, что лучший фильтр для тумана — это естественная напыленность. Режиссер рассказывал, что однажды в Швеции у него спросили, как получить такой эффект, и кинооператор ответил: у вас так не получится, вы стекла моете." (Источник)

Не менее загадочный и смыслообразующий символ — Кто-то. "- Извините... - беззвучно спросил кто-то. - Кто вы и как сюда попали? - Я - Ёжик, - тоже беззвучно ответил Ёжик. - Я упал в реку. - Тогда садитесь ко мне на спину, - беззвучно проговорил кто-то. - Я отвезу вас на берег."

Кто-то спасает Ежика, когда ему уже почти наверняка кажется, что он скоро умрет, промокший в реке. Этот загадочный персонаж, вмещающий в себя любое содержание и не являющий собой ни один материальный образ, переправляет Ежика через реку. А Ежик плывет в Потоке, вечном потоке изменений состояний и перемен обстоятельств, доверившись Кому-то. И добирается до берега. Символично. Да и что по реке он движется, что по потоку жизни. Все есть Путь. Дао.

Можно интерпретировать образы в картине и так. А можно и по-другому. Думаю, с какой стороны ни посмотри, все равно в истории Ежика чувствуешь вечность. Можжевельник, как символ вечной жизни, тоже намекает на это: "Ёжик ничего не сказал. Он только чуть скосил глаза в сторону Медвежонка...- ...а я и самовар раздул, и веточек... этих... как их...- Можжевёловых, - подсказал Ёжик."

Конечно, в картине гораздо больше символов, многослойных, вязких и красивых. Все, словно один мощный и прекрасный Интертекст (кстати, об этом статью можно прочитать у меня на канале) соединяется в этой короткой истории длиною в Вечность.

А как вы понимаете символы мультфильма? Буду рада, если вы поделитесь своими мнениями в комментариях!

Тем, что в такой короткий метр удалось вместить непростое и многогранное переживание бытия, хочется восхищаться. Где-то я даже прочла, что образ ежика был создан на основе иконы «Спаса Вседержителя» Андрея Рублева, чтобы передать
«ощущение всемирности героя», чтобы образ был абсолютно чуткий, ясный. (Источник).

 «Спас Вседержитель» Андрея Рублева
«Спас Вседержитель» Андрея Рублева

"Солярис" и Ежик

В мультфильме можно усмотреть отсылку к "Солярису" Тарковского. Вот мы видим как по экрану плывет осиновый лист, а затем Ежик, словно небритый и колючий Донатас Банионис, входит в туман.

Точно так же, как и герой фильма Тарковского, видит лошадь. Здесь и большое дерево, словно символизирующее древо познания и связь с корнями, и символическое соприкосновение с рекой.

-7
-8
-9
-10
-11

Признание в Японии

Последнее, что хочется добавить (хотя хочется, конечно, больше), это признание мультфильма в Японии. На мультипликационном фестивале «Лапута» в Токио, в 2003 году, «Ежик в тумане» признали лучшим мультфильмом всех времен и народов. 

-12

Великий японский мультипликатор Хаяо Миядзаки включил "Ежика в тумане" в список из 25 своих любимых фильмов всех времен (Источник). Этот факт оставляет нам огромное поле для размышлений о влиянии любимых произведений Миядзаки на его собственное творчество.

. . .

Принять непостоянство материального мира, двигаясь в «потоке жизни» не дёргаясь и не суетясь лишний раз, двигаться в бесконечном стремлении познать природу вещей, став частью вечного бытия. А если просто и без обиняков: "Медвежонок говорил, говорил, а Ёжик думал: «Всё-таки хорошо, что мы снова вместе». И ещё Ёжик думал о Лошади. Как она там, в тумане..."

Ни это ли делает Ежик? Ни это ли делаем мы все?


*Интересно, что устойчивое выражение «быть как ежик в тумане» означает быть растерявшимся, запутавшимся. Но думаю, что в это выражение вполне оправданно вкладывать более глубокий подтекст, а может, и противоположный общепринятому.

Спасибо, что прочитали! Делитесь мнениями в комментариях)