Не так давно мне довелось посмотреть «Ежик в тумане», мультипликационный фильм 1975 года. Он так мягко, плавно и глубоко, даже как бы невзначай, без надрыва, без жонглирования эмоциями тронул меня, что ко мне пришло вдохновение написать пост, который затем перерос в эту, более развернутую и дополненную статью.
«По вечерам Ежик ходил к медвежонку в гости считать звезды. Они усаживались на бревнышке и, прихлебывая чай, смотрели на звездное небо. Оно висело над крышей, прямо за печной трубой…». Как тонко и притягательно, как мне кажется, за всей этой 10-минутной картиной кроется метафора. Да, именно метафора. Словно весь этот мультфильм — метафора о главном, о вечном, о бытовом и непрекращающемся.
По окончании просмотра захотелось понять больше, глубже и шире. Иногда случается, что душой ощущаешь призрачное дыхание настоящего, живого в произведениях искусства. Чувствуешь на кончиках телесных волосков наличие более глубоких, уходящих корнями в древность смыслов и значений. И начинаешь искать, пытаясь соединить пережитое интуитивно впечатление с многослойностью значений, которые вложили в произведение и запустили в мир его создатели. В виде детской сказки. Обманчивая простота.
Думаю и Вы здесь оказались, дабы разгадать!)
Для понимания "о чем?" давайте посмотрим на "как" и "почему". А именно на образность. Образы здесь наполнены символичностью. Дерево, белый конь, узелок в руках у ежика, можжевельник, туман, сова, собака, река, звезды…
Давайте порассуждаем о некоторых из них, задав тем самым некоторую «траекторию мысли», отражающую глубину и амплитуду смыслов, какими они видятся мне.
Символы и метафоры
Белый конь — образ, не раз встречавшийся в религиозных текстах. Символ мудрости, света, сил, спасающих людей от смерти и дарующих жизнь. Существо, помогающее переправиться в иной мир, как в песне Михаила Щербакова, из ниоткуда в никуда, из неоттуда в нетуда. Именно белого коня видит Ежик в тумане, его он хочет отыскать там, потому и вступает в неизведанное.
Образ коня встречается в Библии, а сидящий на белом коне — Верный и Истинный:
И увидел я отверстое небо, и вот конь, белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. (Откр. 19:11)
Масть коней, если обратить внимание на описанные там образы — имеет значение. Интересно в этом ключе упомянуть Ашвинов. Ашвины — ведические божества, конные всадники, описанные в Ригведе. «Ашвины — благотворные боги, одаренные мудростью и чудесной силой исцеления, лекари богов и покровители аюрведической медицины. Они часто ассоциируются со спасением смертных и возвращением их к жизни. В Ригведе Ашвины переправляют человека на другой берег, за пределы мыслей и привычных ментальных состояний, в супраментальное сознание. Ашвины — боги наслаждения, повелители блаженства и силы Истины» (Источник).
Хаягрива — еще один образ, связанный с изображением коня. Это индуистское божество. Хаягрива Гухъясадхана можно перевести как “имеющий шею лошади”. "Имя Хаягрива связано с легендой о том, как Авалокитешвара принял гневную форму, дабы одолеть демона Матонга Рудру, в волосах которого была конская голова и которую победивший бог забрал себе в знак победы. Об этой голове говорится, что ее ржание “уничтожает все ложные проявления реальности, открывая сияющую реальность свободы”. Хаягрива считается воплощением Яростного Сострадания, помогающего преодолеть внутренний эгоизм и внешние трудности." (Источник).
В эпосе, сказках и религиозных текстах конь часто представляется как посредник между миром человеческим и потусторонним, миром жизни и смерти. Думаю, что в случае с Ежиком, путь пролегает между миром ощутимым, в котором один день плавно перетекает в другой, наполненный встречами с медведями и прогулками по лесу, с последующим распитием чая с вареньем и миром вечным, соприкоснувшись с которым уже не будешь как прежде. А в перерывах между всем этим — смотришь на звезды, что выглядывают из-за печной трубы...
Ежик, видя коня, словно хочет прикоснуться к этой вечной Истине, разглядеть её в тумане... Кстати о тумане...
Туман — близкий, как мне кажется, Даосизму образ. Центральным понятием в буддийской школе мадхьямака-шуньявада является Шуньята. Шуньята есть Великая Пустота, "ничто". Видение пустоты имеет значение мудрости, а значит ведет к постижению Истины.
Путь Ежика — Путь Дао
Так вот, в пейзажной живописи даосов часто встречается сюжет: пейзаж в тумане. "Туман символизирует неявленное Дао." (Источник) Туман становится здесь символом границы между очевидным и кажущимся, между "здесь" и "там". Здесь, в тумане происходят изменения. А Ежика в нем то охватывает стремление узнать неузнанное, сокрытое, то обуревает страх перед кажущимися в темноте фигурами. "Именно в тумане находятся точки бифуркации (пограничные моменты, характеризующиеся равновероятностью альтернативных исходов)." (Источник). И видится мне, что Ежик проходит Дао.
Дао — это Путь. Путь постижения ритма мироздания, возвращение к вечному и вместе с тем к себе. Быть одновременно бесконечностью и нулем есть Дао, в моем понимании. В трактате «Дао дэ Цзин» даются такие характеристики Дао как: неизречённое, пустое, невидимое, вечное, начало всех вещей. (Источник). Именно это Начало и Пустоту постигает Ежик, выбравшись из реки. Неизреченное, пустое и таинственное. Так и отвечает он, на вопрос Медведя о том, где он был: "Ёжик ничего не сказал. Он только чуть скосил глаза в сторону Медвежонка...".
А что, если Путь Ежика — это Путь сознания каждого из нас?
Кстати, туман при съемках картины создавался необычным образом. Туман делали с помощью силуэтно-теневого принципа, который использовался еще в древнекитайском марионеточном театре. На прозрачную пленку наносили пыль, а под ней – на слое ниже, размещался персонаж. Стекло с ним отодвигали от туманного яруса и герой окунался в туман. " Жуковский не разрешал вообще дотрагиваться до них руками, считая, что лучший фильтр для тумана — это естественная напыленность. Режиссер рассказывал, что однажды в Швеции у него спросили, как получить такой эффект, и кинооператор ответил: у вас так не получится, вы стекла моете." (Источник)
Не менее загадочный и смыслообразующий символ — Кто-то. "- Извините... - беззвучно спросил кто-то. - Кто вы и как сюда попали? - Я - Ёжик, - тоже беззвучно ответил Ёжик. - Я упал в реку. - Тогда садитесь ко мне на спину, - беззвучно проговорил кто-то. - Я отвезу вас на берег."
Кто-то спасает Ежика, когда ему уже почти наверняка кажется, что он скоро умрет, промокший в реке. Этот загадочный персонаж, вмещающий в себя любое содержание и не являющий собой ни один материальный образ, переправляет Ежика через реку. А Ежик плывет в Потоке, вечном потоке изменений состояний и перемен обстоятельств, доверившись Кому-то. И добирается до берега. Символично. Да и что по реке он движется, что по потоку жизни. Все есть Путь. Дао.
Можно интерпретировать образы в картине и так. А можно и по-другому. Думаю, с какой стороны ни посмотри, все равно в истории Ежика чувствуешь вечность. Можжевельник, как символ вечной жизни, тоже намекает на это: "Ёжик ничего не сказал. Он только чуть скосил глаза в сторону Медвежонка...- ...а я и самовар раздул, и веточек... этих... как их...- Можжевёловых, - подсказал Ёжик."
Конечно, в картине гораздо больше символов, многослойных, вязких и красивых. Все, словно один мощный и прекрасный Интертекст (кстати, об этом статью можно прочитать у меня на канале) соединяется в этой короткой истории длиною в Вечность.
А как вы понимаете символы мультфильма? Буду рада, если вы поделитесь своими мнениями в комментариях!
Тем, что в такой короткий метр удалось вместить непростое и многогранное переживание бытия, хочется восхищаться. Где-то я даже прочла, что образ ежика был создан на основе иконы «Спаса Вседержителя» Андрея Рублева, чтобы передать «ощущение всемирности героя», чтобы образ был абсолютно чуткий, ясный. (Источник).
"Солярис" и Ежик
В мультфильме можно усмотреть отсылку к "Солярису" Тарковского. Вот мы видим как по экрану плывет осиновый лист, а затем Ежик, словно небритый и колючий Донатас Банионис, входит в туман.
Точно так же, как и герой фильма Тарковского, видит лошадь. Здесь и большое дерево, словно символизирующее древо познания и связь с корнями, и символическое соприкосновение с рекой.
Признание в Японии
Последнее, что хочется добавить (хотя хочется, конечно, больше), это признание мультфильма в Японии. На мультипликационном фестивале «Лапута» в Токио, в 2003 году, «Ежик в тумане» признали лучшим мультфильмом всех времен и народов.
Великий японский мультипликатор Хаяо Миядзаки включил "Ежика в тумане" в список из 25 своих любимых фильмов всех времен (Источник). Этот факт оставляет нам огромное поле для размышлений о влиянии любимых произведений Миядзаки на его собственное творчество.
. . .
Принять непостоянство материального мира, двигаясь в «потоке жизни» не дёргаясь и не суетясь лишний раз, двигаться в бесконечном стремлении познать природу вещей, став частью вечного бытия. А если просто и без обиняков: "Медвежонок говорил, говорил, а Ёжик думал: «Всё-таки хорошо, что мы снова вместе». И ещё Ёжик думал о Лошади. Как она там, в тумане..."
Ни это ли делает Ежик? Ни это ли делаем мы все?
*Интересно, что устойчивое выражение «быть как ежик в тумане» означает быть растерявшимся, запутавшимся. Но думаю, что в это выражение вполне оправданно вкладывать более глубокий подтекст, а может, и противоположный общепринятому.
Спасибо, что прочитали! Делитесь мнениями в комментариях)