Найти тему
diletant.media

«Ёжик в тумане» похож на икону Рублёва?

Оглавление

Наброски, разрозненные детали, звуки, запахи и ассоциации — из всего этого сплетена канва «Ёжика в тумане», «Сказки сказок» и других работ Норштейна.

Норштейн о себе

Автобиография режиссёра — сдержанная, всего две страницы. Родился в 1941 году в эвакуации, учился в художественной школе, потом — на курсах художников-аниматоров. С 1961-го работал на киностудии «Союзмультфильм». Там познакомился со своей будущей женой — художницей Франческой Ярбусовой (именно она нарисовала Ёжика, Лошадку и других неотделимых от нашего культурного кода персонажей).

Норштейн, по собственному признанию, не сразу полюбил мультипликацию. Даже хотел оставить киностудию и заняться искусством. Отношение к режиссуре изменилось после прочтения книг Сергея Эйзенштейна.

Юрий Норштейн за работой, 1966. Источник: РИА «Новости»
Юрий Норштейн за работой, 1966. Источник: РИА «Новости»

«Своими учителями» Норштейн называет Андрея Рублёва, Рембрандта, Ван Гога, Гойю, древних художников, создавших наскальные рисунки в пещерах Альтамира и Ласко. Под влиянием этих и других мастеров мультфильмы Норштейна стали своего рода пособием по мировой живописи. Отсылки к шедеврам можно найти во многих кадрах.

Ёжик в тумане: и шут, и святой

«Азбукой и морфологией для мультипликации» Норштейн считает работы Пауля Клее — крупнейшего художника европейского авангарда. Казалось бы, что общего у «Маленького шута в трансе» Клее и эстетики «Ёжика в тумане»? Неподготовленному зрителю может показаться, что ничего. Но, по словам режиссёра, это произведение было «той мерой, которая удерживала фильм в эстетических границах, помогала нам с художником Франческой Ярбусовой не потерять дорогу и не провалиться в слащавость». Сам Клее давал ученикам задание: «Отправьте линию на прогулку». Его «Шут» — та самая линия на прогулке, художник нарисовал его, не отрывая руки от холста. Понимая эту логику, проще представить «скелеты» персонажей Норштейна, воображаемые каркасы, на которых держатся образы.

Пауль Клее «Маленький шут в трансе», 1929. Источник: artchive.ru
Пауль Клее «Маленький шут в трансе», 1929. Источник: artchive.ru

Другой шедевр, без которого был бы невозможен Ёжик, — «Спас Вседержитель». Норштейн сказал в одном интервью: «Когда мы рисовали Ежика, мы смотрели на «Спаса» Андрея Рублёва. Помните эту икону? Должно было быть ощущение всемирности героя. Его взгляд, движения, всё прочее. Я помню, когда мы снимали сцену его встречи с Медвежонком, подошёл мой коллега и товарищ Николай Серебряков, посмотрел на него и сказал: ''Божий человек''».

Андрей Рублёв «Спас Вседержитель», фрагмент «Звенигородского чина», 1410-е. Источник: Wikimedia Commons
Андрей Рублёв «Спас Вседержитель», фрагмент «Звенигородского чина», 1410-е. Источник: Wikimedia Commons
Кадр из м/ф «Ёжик в тумане», 1975. Источник: kinopoisk.ru
Кадр из м/ф «Ёжик в тумане», 1975. Источник: kinopoisk.ru

Мир вокруг Ёжика

Итак, главный герой мультфильма стал плодом противоречивого союза западного авангарда и древнерусской иконописи. А что насчёт пейзажа?

Краеугольный камень, на основе которого создаётся весь мир мультфильма, — восточное искусство. Деревья за пеленой тумана — возможно, «Сосновый лес» японского художника Хасэгавы Тохаку. Важен туман и в культуре Китая: мастера Поднебесной изображали его, когда хотели подчеркнуть неуловимость момента, беспрестанное течение жизни, отсутствие статичности в окружающем мире.

Хасэгава Тохаку «Сосновый лес», 16-й век. Источник: Wikimedia Commons
Хасэгава Тохаку «Сосновый лес», 16-й век. Источник: Wikimedia Commons
Кадр из м/ф «Ёжик в тумане», 1975. Источник: kinopoisk.ru
Кадр из м/ф «Ёжик в тумане», 1975. Источник: kinopoisk.ru

Влияние Востока прослеживается и в другом аспекте мультфильма. Режиссёр использовал ярусные декорации — как в китайском театре теней.

Всем сказкам сказка

Другая важная работа Норштейна — «Сказка сказок». Режиссёр назвал мультфильм так же, как турецкий поэт Назым Хикмет — своё стихотворение, а неаполитанский писатель Джамбаттиста Базиле — сказочный сборник. Кроме того, режиссёр сам отмечал аналогию с «Песнью песней». «Фильм ''Сказка сказок'' дорог мне, потому что он связан с Марьиной рощей. Потому что я прожил здесь почти 25 лет. Потому что оттуда уехал». В анамнезе — Марьина роща, а на экране — вновь туман Востока.

Кадр из м/ф «Сказка сказок», 1979. Источник: kinopoisk.ru
Кадр из м/ф «Сказка сказок», 1979. Источник: kinopoisk.ru

И искры Запада: Норштейн расставляет световые акценты, очевидно, вдохновившись работами главного мастера светотени — Рембрандта.

Рембрандт «Святой Пётр в тюрьме», 1631. Источник: Wikimedia Commons
Рембрандт «Святой Пётр в тюрьме», 1631. Источник: Wikimedia Commons
Кадр из м/ф «Сказка сказок», 1979. Источник: kinopoisk.ru
Кадр из м/ф «Сказка сказок», 1979. Источник: kinopoisk.ru

«Разговоры о будущем фильме лихорадили до озноба. И если разрозненно во мне живут обрывки памяти — значит, что-то их объединяет, какой-то нерв. Иначе просто быть не может», — говорил режиссёр.

Дьявол в деталях

Мультфильмы Норштейна — это не только умелое жонглирование шедеврами мировой живописи. Его работы — сложносочинённые структуры, сотканные из ассоциаций, снов, воспоминаний, звуков, запахов.

Кажется, в памяти Норштейна нет неэкранизируемых деталей: любой предмет из прошлого в нужный момент может «выстрелить» — почти как чеховское ружьё. «Сказка сказок», например, началась с образа большой белой скатерти, которой накрывали столы около дома Норштейна в Марьиной роще, а «Ёжик в тумане» и «Цапля и журавль» — со звука. В случае «Ёжика» это был звук сцепки вагонов, который Норштейну слышался как «крым». «Цапля» же началась с шума камыша.

Кадр из м/ф «Цапля и журавль», 1974. Источник: kinopoisk.ru
Кадр из м/ф «Цапля и журавль», 1974. Источник: kinopoisk.ru

Норштейн пересказывал диалоги с художником Франческой Ярбусовой так: «Для стороннего наблюдателя наши с ней разговоры загадочны и темны. Я говорю: здесь в кадре мне нужно, чтобы веяло горькой полынью, а здесь — чтобы цветы замыкали на себя ночь и растворяли её, и чтобы пахло тёмно-синим».

Подробнее