Найти в Дзене
Navygaming Channel

Как субмарины "оси" вызвали китайский бунт, но не бессмысленный, и не беспощадный

История боевых действий на море знает много различных случаев, и трагичных, и комичных, и тех которые изменяли ход истории, и такие, которые никак не влияли на последующие события. Бывало и так, что мелкая проблема начинала существенно влиять, создавая косвенные причины. К какой категории отнести предлагаемую историю - решать вам, дорогие читатели.

История боевых действий на море знает много различных случаев, и трагичных, и комичных, и тех которые изменяли ход истории, и такие, которые никак не влияли на последующие события. Бывало и так, что мелкая проблема начинала существенно влиять, создавая косвенные причины. К какой категории отнести предлагаемую историю - решать вам, дорогие читатели.

Озеро Маракайбо - снимок из космоса
Озеро Маракайбо - снимок из космоса

Попробуем вспомнить события Второй мировой войны, действия немецких субмарин в Атлантике, но при этом приблизимся к побережью Южной Америки. В северо-западной части Венесуэлы находится озеро-лагуна Маракайбо, но оно известно любителям военно-морской истории не только тем, что в этом районе в 16-17 веках испанцы формировали свои "золотые караваны", а представители других цивилизованных европейских стран старались избавить их этого "труда", и богатства заодно. К середине ХХ века ценность этого озера не снизилось, а скорее наоборот - в бассейне озера Маракайбо были найдены большие запасы нефти, которые и сейчас служат источником благосостояния Венесуэлы.

К 40-м годам ХХ века нефтегазоносный бассейн Маракайбо северо-западной части Венесуэлы уже считался одним из наиболее продуктивных в мире. Более 60 нефтяных месторождений, часть из которых расположена под дном большого одноименного озера, с глубины 200 - 250 м обеспечивали добычу нефти и газа. Но все было не просто.

Нефтяной терминал был расположен в Венесуэльском заливе, с которым озеро соединено длинным мелководным (глубина 2-4 м) каналом. Добытая на месторождениях озера нефть транспортировалась на специальных озерных танкерах с малой осадкой. Каждый день они делали 163 мили с грузом неочищенной венесуэльской нефти от месторождений до терминала, где нефть перегружалась на морские танкеры, а иногда и до нефтеза­вода. Дождавшись прилива, танкеры шли обратно, весь путь занимал 2,5 дня. Что интересно, укомплектованы озерные танкеры были исключительно китай­скими командами. Как так получилось и почему - вопрос за рамками статьи, )).

Нефть также везли на нефтеперабатывающие заводы, расположенные на островах Аруба и Кюрасао. Эти заводы в то время считались одними из самых крупных в мире. Например, только один нефтеперерабатывающий за­вод «Лаго Рафинери» на Арубе в январе 1942 года выдал 7 миллионов 100 тысяч баррелей авиационного бензина, дизельного топлива, сма­зочных масел и т.д. Согласитесь, не плохой вклад в экономику войны.

Американский эсминец DD149 "Барни"
Американский эсминец DD149 "Барни"

До февраля 1942 года, несмотря на стратегическое значение данно­го района, немецкие, итальянские или японские подлодки вообще не появлялись в Карибском море. Но так долго продолжаться не могло и когда они появились, заявили о себе очень громко. Боевые действия начались в 01.30 по местному времени 16 февраля и до восхода солнца потоплено 7 танкеров, то есть десятая часть всего действующего там танкерного флота. Среди погибших оказались и озерные танкеры.

После этого происшествия китайские команды от­казались выходить в море без охраны военного флота, но его не было в этом районе. Все военно-морские силы района Аруба состояли из одного вооруженного голландского баркаса. В течение семи суток ни одно судно не вышло из озера. Нефтезаводы вскоре встали, так как нечего было перерабаты­вать, а промыслы остановились, так как некуда было сливать добытую нефть. Аруба относилась к голландской колониальной территории, но как мы знаем, метрополия не была в состоянии помочь своим колониям. Пришлось обходиться своими силами и принимать решения. Гол­ландцы "приняли решение" - они посадили в тюрьму китайские экипажи всех танкеров, одновременно уго­варивая наиболее смелых китайцев выйти в море, пытаясь набрать хоть бы один сборный экипаж. Однако 21 февраля 1942 года взлетел на воздух еще один танкер, и китайцы категорически отказались покидать тюрьму. Бунт!?

Американский эсминец DD150 "Блейкли"
Американский эсминец DD150 "Блейкли"

Движение возобновилось только в начале марта, когда танкеры ста­ли ходить под эскортом прибывших старых американских эсминцев DD150 «Блейкли» и DD149 «Барни» и голландского учебного артиллерийского корабля «Ван Кингсберген».

Шлюп "Ван Кинсберген"
Шлюп "Ван Кинсберген"
Для справки: «Ван Кинсберген»" - по сути, универсальный корабль, проектировался для замены устаревшего учебного крейсера «Гельдерланд», а также с целью обучения персонала. Классифицировался как шлюп ВМС Нидерландов, в военное время использовался как канонерская лодка или эскортный корабль. Водоизмещение (стандартное/полное): 1760/2388 т, размерения: 100,х11,6х3,4 м; ГЭУ - 2ТЗА, 2 ПК, мощность 17000 л.с.; скорость хода - 25,5 узлов; дальность плавания: 5790 (14,5) или 7228 (8); экипаж: 145 человек; вооружение: 4х1-120-мм/50, 2х1-75-мм/55, 2х2-40-мм/56, 2х2-12,7-мм.

Такая "эскадра" произвела впечатление на экипажи из Поднебесной, экипажи вернулись на танкеры. Кстати, эсминец "Блейкли" в мае 1942 года в том районе получил попадание торпеды с немецкой субмарины, взрыв которой оторвал 18 метров носовой оконечности. Но экипажу удалось довести эсминец до базы. Так что опасность была реальной.

Так закончился победой китайский мини-бунт.

Разные бывают ситуации,)).