Найти тему
частные суждения

Аналоги «Вархаммера» в иных культурах.

В жестоком мире «Вархаммера», как известно, есть только вечная война. Сам «Вархаммер», хоть и вобрал в себя некоторые отдельные элементы из культур иных стран, как правило изображённые весьма «клюквенно» (например, планеты Криг или Востроя), изначально является порождением британского сумрачного гения. Отсюда многие его особенности, начиная с монархического строя Империума, латыни (римская колонизация Британских островов оставила неизгладимый след в местной культуре) и прочих специфических заморочек, вплоть до карикатурного переизбытка пафоса.

Мальчик и древний монстр. Кадр из фильма «Бесконечная история», 1984 г.
Мальчик и древний монстр. Кадр из фильма «Бесконечная история», 1984 г.

Однако фэнтезийные миры, в которых война является каждодневной реальностью, порождала не только британская культура. Вспомнить хотя бы «Бесконечную историю» немецкого писателя Михаэля Энде, переведённую на многие языки и экранизированную Голливудом в 1984 году. Тамошний мир переживает не просто войну, а натуральный Рагнарёк. Мир фантазии гибнет и разрушается под напором зловещей Пустоты и только (...фюрер может спасти Европу от зловещих орд… извините, это из другой истории) избранный, каковым оказывается ребёнок из нашего мира, в состоянии спасти гибнущую реальность фантазии.

В их мире есть только война.
В их мире есть только война.

Есть аналоги мира Вархаммера и в нашей отечественной культуре. К примеру, таковы сказки Аркадия Гайдара. И в «Мальчише-Кибальчише», и в «Тимуре и его команде» родители детей не присутствуют в сюжете потому, что находятся на войне. Дети в обеих сказках сами вынуждены воевать, в первом случае буквально, во втором опосредованно — против бытовых проблем и местных хулиганов. Мир «Мальчиша» это не только мир войны, но также предательства (воплощением которого является Мальчиш-Плохиш), поражения, плена, пыточных застенков… Во второй сказке до такого дело не доходит и свой моральный выбор тамошние дети делают в тепличных условиях подмосковного дачного посёлка.

Демон из «Сейлор Мун».
Демон из «Сейлор Мун».

Ещё один мир бесконечной войны демонстрирует японская анимация. Но не всякая, а жанр так называемых девочек-волшебниц. Эти дети тоже лишены родительского влияния (взрослые как правило постоянно находятся на работе или в отъезде и на сюжет прямого влияния не оказывают). Им приходится жить среди сверстниц, а также злых духов, ведьм, монстров и прочих жутких тварей. Все эти враги рода человеческого имеют одну цель — завоевать мир людей, подчинив либо уничтожив обитателей нашего мира. На их пути становятся девочки-волшебницы, вынужденные во внеурочное время постоянно отбивать магические атаки и закрывать своими незрелыми телами прорывы в ткани реальности.

Вечная битва Добра со Злом.
Вечная битва Добра со Злом.

Предельно близка к реальности «Вархаммера» и американская франшиза «Звёздные войны». Что неудивительно, ведь война вынесена в само название этих сперва фильмов, а затем и книг, мультфильмов и прочего контента. Можно возразить, что в мире Далёкой-Далёкой Галактики в войне принимает участие далеко не каждый мир, не говоря уже о том, что та Галактика могла целые века наслаждаться мирной жизнью. Но мирные периоды были и в реальности «Вархаммера». Силы Хаоса, орды орков и тиранид вторгались не на каждую планету. Однако читателю и зрителю как в «Вархаммере», так и в «Звёздных войнах» демонстрируют в основном сражения и превозмогание.

Типичная обложка книг Р. Говарда.
Типичная обложка книг Р. Говарда.

Ещё одним американским миром постоянной войны, причём в этой войне люди противостоят инфернальному злу, является «Хайборийская эра», порождение фантазии Роберта Говарда и множества продолжателей его дела, писавших о приключениях Конана из Киммерии. Примерно таков же расклад и в других мирах, придуманных Робертом Говардом. И Соломон Кейн, и король Валузии Кулл, и пикт Бран Мак Морн, все они воюют с мистическим злом, древними или иномировыми монстрами, а также злыми колдунами. В мир «Вархаммера Фэнтези» они все вписались бы как родные.

Вечный воитель с бензопилой. Кадр из сериала «Эш против зловещих мертвецов», 2015 г.
Вечный воитель с бензопилой. Кадр из сериала «Эш против зловещих мертвецов», 2015 г.

Есть и современные американские сериалы, идеально ложащиеся в канву «Вархаммера». С натуральными демонами вынуждена воевать команда героев сериала «Эш против зловещих мертвецов». Дети в сериале «Чаки» на протяжении нескольких сезонов пытаются уничтожить порождение чёрной магии — демоническое существо в виде куклы. Не говоря уже о таких сериалах как «Сверхъестественное» и «Секретные материалы», а также «Американская история ужасов». Сюжеты этих сериалов запросто могли бы происходить в мире «Вархаммера», разве что антураж бы слегка изменился. Но сама атмосфера вечной битвы с прорывами варпа… минутку, но ведь был ещё один сериал, тоже американский, в котором варп не просто прорывался, а практически смешивался с привычной нам обыденностью!

Ей не нужен Император и ультрамарины для защиты от губительных сил, она и сама справится.
Ей не нужен Император и ультрамарины для защиты от губительных сил, она и сама справится.

Причём сериал старый, уже успевший стать классикой, под названием «Сумеречная зона» (1959 г.). А семья главных героев столь же классического сериала «Семейка Аддамс» (1964 г.) хоть и потерпели от варпа некоторые мутации, но при этом нашли в себе силы не превратиться в монстров окончательно и даже вписаться в социум мирного американского пригорода. Все эти сериалы учат нас тому, что мир «Вархаммера» не в настолках, компьютерных играх и книгах, он во всей мировой культуре и иногда даже в окружающей нас действительности.