Коммерческой и жилой недвижимости купеческая семья Шадриных имело немало : мельницу на территории теперь уже бывшего завода КИНАП, двухэтажные особняки на Казанской (Алексея Толстого) и Заводской (Венцека), три дома в районе Хлебной площади.
Сам же глава семейства самарский первой гильдии купец Алексей Николаевич Шадрин с супругой Ольгой Васильевной с середины 1880-х проживал в выстроенном еще в 1850-е двухэтажном особняке на углу Преображенской (Водников) и Духовной (Кутякова) улиц.
19-го июня 1887-го года домовладелец подал в городскую Управу прошение следующего содержания: “Желаю я на принадлежащем мне месте, состоящем в 1-й части города Самары в 4 квартале по улицам на углу Преображенской и Хлебной площади, перестроить каменный в 2 этажа дом и каменный в 2 этажа флигель и вновь построить каменные службы, на каковую постройку при сем представляю проект в 2-х экземплярах. Покорнейше прошу Городскую управу проект рассмотреть, перестройку существующих дома и флигеля и вновь постройку каменных служб в 2 этажа мне разрешить”. Поскольку согласно справке, составленной на обороте прошения бухгалтерией Управы, недоимок указанное недвижимое имущество не имело, 30 июня того же года прошение удовлетворили.
Вскоре обновленный дом Шадриных стал подлинным образцом купеческой усадьбы. Крытый железом каменный дом имел площадь 124 кв. сажени (больше 500 кв м), все дворовые строения – конюшня, погребица, сарай и дровяники – так же были выполнены в камне.
Архитектурное решение отталкивалось от исходного «образцового» проекта. Четырехчастную композицию главного фасада по ул. Водников подчеркивали угловые и «разделительные» пилястры с каннелюрами. Придававшее зрительную «устойчивость» горизонтальное членение создавали подоконные и междуэтажный карнизные пояса, прямоугольные оконные проемы обрамляли массивные профилированные наличники, под окнами второго этажа проходил пояс лежачих ниш.
Данью моде и времени стали декоративные детали – замковые камни с имитацией капителей над окнами первого этажа и орнаментальные розетки над окнами второго, пояски с лепными медальонами на пилястрах, каменный «подзор» с сухариками под междуэтажным карнизом и имитация аркатурного ряда под венчающим.
Пятиосевая угловая часть – справа от объема парадного входа – визуально отделялась дополнительными» пилястрами с более мелкими каннелюрами и отличалась оформлением окон, завершенных выступающими прямыми сандриками.
В ансамбле с основным зданием был возведен и выходивший на Духовную двухэтажный флигель – с угловыми пилястрами, окнами-бифориями по уличному фасаду и высокой аттиковой стенкой с интересной геометрией. Согласно оценочной описи, стоимость усадьбы составила 10244 рубля.
Следующее приобретение Шадриных находилось в полутора тысячах километров от Самары. Купив в начале 1890-х в центре Ялты дом некоего дворянина Бормана, Шадрины спустя несколько лет перестроили и его – на это раз в модном стиле модерн – превратив в романтичную виллу, ставшую украшением южного побережья Крыма и получившую от горожан имя «Дома с Психеей».
Один из лучших образцов ялтинского модерна имел пластичную композицию с обилием скругленных углов, криволинейных деталей и лепных украшений на фасадах.
Цветочные букеты чередовались с лавровыми венками и ветвями фруктовых деревьев, над балконами красовались маскароны покровителя коммерсантов бога Меркурия в крылатом шлеме, а горельефы на главном фасаде символизировали саму человеческую душу в образе хрупкой девушки-бабочки Психеи
Около 1896-го года О.В.Шадрина овдовела. Похоронив мужа, первое время делила семейные коммерческие хлопоты с сыном Матвеем , затем от дел отошла и сосредоточилась на благотворительности. Входила в Комитет Самарской общины сестер милосердия, попечительство детских приютов.
Много лет возглавляла попечительский совет Николаевского детского приюта для девочек, не жалея труда и денег и построив полностью на свои средства здание отделения больницы на 7 коек с полным оборудованием.
Другим увлечением Ольги Васильевны стало коллекционирование. Сын Матвей, побывавший во многих странах, из каждой поездки привозил домой картины, скульптуры, вазы, , гобелены, изделия из бронзы, так что в итоге мать с сыном собрали неплохую коллекцию.
С приходом «красных» Шадрины, в отличие от большинства купеческих семей, Самару не покинули, поскольку Ольге Васильевне шел уже восьмой десяток, сын же оставить мать не пожелал. Вся их недвижимость попала под национализацию одной из первых, та же участь ожидала и движимое имущество. 31 декабря 1918-го заведующий Городским музеем принял по акту с описью фамильную художественную коллекцию из 104 предметов, включающую старинные гобелены, мраморные бюсты, фарфоровые вазы, картины, дорогие сервизы.
Выселенная из собственного особняка на окраину города бывшая купчиха 21 октября 1919-го на основании постановления Губисполкома «Об обязательной регистрации буржуазии» отчиталась перед новыми властями о своем житье-бытье: «Ольга Васильевна Шадрина, 76 лет, Уральская, 77, кв. 1. бывшая, владелица предприятия мельница на арендованной земле в Самаре, ликвидированная мною в 1916 году. Бывшая владелица земельного участка в Пугачевском уезде. 3а преклонным возрастом к труду не способна. Живу на иждивении сына, который служит Советской власти. Родители, а также мой муж, умерли. В настоящее время имею родного сына Матвея Алексеевича Шадрина 45 лет (г. Самара, Троицкая 117, кв.7). Братьев и сестер не имею».
«На иждивении сына» престарелая благотворительница находилась недолго, так как Матвей Алексеевич Шадрин, квалифицированный инженер-механик и грамотный организатор, назначенный новой властью заведующим отделом снабжения Управления государственными мельницами, в 1922-м в возрасте 48 лет скончался. Мать если и пережила сына, то ненамного, так как вскоре ее невестка Екатерина Николаевна и внуки – 11-летний Алексей и 7-летний Владимир – уехали из Самары в Петроград, и их дальнейшая судьба была связана с северной столицей.
Старший из братьев – Алексей – владевший множеством иностранных языков и ставший впоследствии поэтом и крупнейшим переводчиком прошлого века, с 20 лет работал преподавателем в различных учебных заведениях Ленинграда. В 1934-м году стал неформальным сопровождающим прибывшего в СССР писателя Андре Жида. В 1938—м был арестован: видимо, всплыло «эксплуататорское» происхождение. Освободившись через два года, не побоялся забрать в свою семью сына репрессированного поэта Бенедикта Лившица. Пережил блокаду, вместе с матерью в феврале 1942-го эвакуировался в Ярославль.
Вернувшись в Ленинград после войны, в июле 1945-го был вновь арестован и осужден на семь лет лагерей. Отбывал срок внук Ольги Шадриной на строительстве Братской ГЭС. После реабилитации в 1956-м, вновь получив возможность заняться литературным трудом, переводил художественную прозу и поэзию с французского, английского, немецкого, итальянского, испанского, португальского и шведского языков. Именно благодаря его работам мы познакомились с творчеством Мопассана, Стендаля, Бальзака, Золя, Жорж Санд, Вальтера Скотта, Редъярда Киплинга, Маргариты Наваррской, Кэтрин Мэнсфилд, Маттео Банделло и многих других.
Фамильный особняк Шадриных в Самаре благодаря проведенной 12 лет назад реставрации подрос еще на один этаж с мансардой. Внешний вид главных фасадов при этом вполне созвучен историческому облику – включая архитектурные детали и художественную ковку. Изюминкой реставрации стали стеклянные шары на парапете с встроенными лампами – правда, из-за сходов снега количество их сейчас уменьшилось.
Поскольку в бывшей усадьбе работает гостиница, пожить в купеческих интерьерах могут все желающие. Это же относится и к шадринскому «Дому с Психеей» в центре Ялте, где нынешние владельцы квартир часто предлагают их к сдаче.
Закончить хочется стихами Михаила Кралина, посвященными памяти почти неизвестного на малой Родине нашего земляка Алексея Матвеевича Шадрина
Профиль - как на медали,
Брови - как на картине.
Шадрина вы видали
В ледяной домовине?
Чичероне Андрея,
По фамилии Жид,
Он, как мачта на рее,
В домовине лежит.
Отстрадался, детина,
Отходился, верста,
И твоя домовина
Высока и крута.
Подобает лишь галлу
В домовине такой
Курс держать на Валгаллу,
На грядущий покой.
А на фото в конверте
Те же профиль и бровь
И к рожденью от смерти
За любовью любовь.
За своей Эвридикой
Ты уходишь, певец,
В край мертвящих и диких
Бессердечных сердец.
Ей легко, бестелесной,
А тебе каково
Средь теней бессловесных
Отправлять торжество
Среднерусского слова
На орловский манер...
Снаряжайся же снова
В тот же путь, кавалер.
Но теперь уж без дамы,
Бедный рыцарь, вперёд,
Без истерики. драмы
Ковыляй, дон-Кихот!
Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете