В 2011 году меня пригласили по совместительству вести кружок моделирования. Я по образованию машиностроитель, конструированием и моделированием, как и шахматами, увлекался в детстве. Моделирование (конструирование) стало профессией, а шахматы, как ни странно, повлияли на качество и результативность в профессии. Умение сначала продумать все до мелочей, проанализировать, и только потом действовать, воспитанное шахматами, очень пригодилось в жизни.
В январе 2012 года в школе проходило первенство по шахматам. Я обратил внимание директора, что проводится оно с нарушением правил, а в ответ получил предложение: «Знаешь как, - сделай». Собрал списки, составил расписание, подобрал инвентарь… Словом турнир получился, но самый неожиданный результат ждал меня после финала. Более 40 родителей попросили организовать занятия. Взял в библиотеке Н. Журавлева, «Шаг за шагом». Отыскал в архивах брошюрку Костьева А.Н. «Шахматный кружок в школе и пионерском лагере», ею еще мой отец пользовался, ну и в бой…
Через год, когда набрался опыта работы с детьми в кружке, по итогам очередных соревнований, директор предложил попробовать вести занятия с целым классом. Я перешел в школу на основную работу. Каким образом оформлялся этот час – не знаю, да и не интересовало это меня вовсе. Меня волновал главный вопрос. Как правильно вести эти уроки? По каким учебникам, как оборудовать класс? Педагогического опыта, кроме воспитания своих 4-х сыновей, и педагогического образования у меня не было. Поиски программы и методики привели меня к Сухину И.Г. Познакомились, стали общаться, приобрел комплект учебников и методичек. Работа приобрела стройный характер.
В 2014 году шахматами были охвачены уже все классы начальной школы. Отдельного кабинета не было. С коробками, часами и демонстрационной доской на перевес, по всей школе, расставляя на перемене столы стулья и шахматы, а к концу урока возвращая все в первоначальный вид, я летал как на крыльях, и такого душевного подъема я не испытывал даже, когда создавал свои любимые станки. Очень скоро понял, что не всем интересны шахматы в том виде, как я их даю. «Чего-то в супе не хватает». Засел за учебники психологии и педагогики.
Стал менять структуру урока, вводить больше практической игры, для наиболее активных и интересующихся детей стал давать домашние задания. То, что я отклоняюсь от разработок мэтра «всеобуча» я понимал, но был уверен, что иду правильным путем. Игра – естественное состояние ребенка. Решение задач и упражнений у доски занятие полезное, но закрепление полученных знаний за доской в высоком эмоциональном напряжении соперничества, дают великолепный результат. По итогам 2016-2017 года первоклассники школы 709 заняли 3-е место в турнире «Шахматные надежды», где соперниками были Савва Ветохин и другие известные впоследствии спортсмены. Отметим при этом, в школе не было тренера, только уроки шахмат и отборочные турниры.
В 2017 году успешно сдал экзамены и приобрел новую специальность «Учитель начальной школы». А еще, подал заявку на участие во всероссийском конкурсе учителей шахмат «Шахматный всеобуч России» и стал его лауреатом. Но это не добавило развития эксперименту. Мы пробовали разные варианты: а) Шахматы с первого по третий классы, б) Шахматы со второго по третий классы, г) Шахматы только в третьем классе. Не понимая кухню принятия решений, я могу только гадать, что контролеры были недовольны выделением времени в расписании на шахматы, и в конце концов шахматы, как урок, закрыли.
Был найден новый подход. Поскольку шахматы – игровой вид спорта, а на уроках физкультуры учеников знакомят с игровыми видами, правилами и основными техниками игры, то и шахматы могут быть включены в учебный поурочный план, как игровой вид спорта. Четыре урока в течении учебного года для каждого класса. Научить за эти 4 урока чему-либо сложно, а вот обновить приобретенные ранее знания и навыки, вполне. Уроки проходят в формате турнира, первенство класса по швейцарской системе в 8 туров, с контролем времени 10 минут. За урок как раз успевают сыграть 2 партии. Таким образом школа обеспечивает не только 100% ознакомление учеников с игрой, но 100% ежегодное участие в соревнованиях. Это действительно массовый спорт.
Все приходящие в школу ученики проходят 8-и часовой курс ознакомления с игрой, а ежегодные турниры позволяют поддерживать познания и интерес к шахматам вплоть до 11 класса. Дети играют на переменах, с удовольствием посещают занятия в кружках ДО. Участвуют в районных турнирах. В 2022 году школьная команда в рамках «Белой ладьи» (номинация «Пешка и ферзь») впервые дошла до суперфинала Москвы.
Вот и в этом году, со дня на день будет согласовано расписание школьных уроков-турниров и хлынет в классы поток эмоций, ведущих к развитию креативности и интеллектуальных способностей.