Я пожалела деньги пациента - и это было большой ошибкой. Но Семён Петрович уже был очень расстроен бесполезными тратами на обследование и лечение. Пришлось уговаривать его сделать хотя бы КТ глазниц. А уж исследование гормонов, так и быть, отложим на потом. Если понадобится. Эх знать бы заранее, как важен окажется этот анализ!
Однако мне упорно казалось: Семен Петрович - не "мой" пациент. Ну не типичны для эндокринной офтальмопатии его симптомы! Загадка должна была разрешиться через 2-3 дня - столько нужно пациентам для прохождения компьютерной томографии.
Семен Петрович пришёл только через 3 недели. И без результатов КТ.
- Не делают в городе такое! Я везде звонил! - возмущался он.
Странно - и до, и после него пациенты быстро возвращались с результатом. После долгих расспросов, вытягивая буквально каждое слово, поняла причину.
По телефону Семён Петрович спрашивал, делают ли КТ с денситометрией по Хаунсфилду, как написано в направлении. Это очень важный метод определения плотности тканей, который дает нам представление: идет воспаление с отеком мышц или уже наступило рубцевание (фиброз).
На звонки в диагностических центрах отвечают операторы колл-центров. Они не медики и незнакомых слов пугаются. Потому отвечали: "Нет такого обследования". Это недоразумение я тоже посчитала своей ошибкой. Теперь каждому больному объясняю: нужно записаться на КТ орбит, а уже врачу показать моё направление, чтобы тот сделал денситометрию каждой глазной мышцы.
Герой моего рассказа так бы и ходил безуспешно в поисках нужного обследования. Но внезапное покраснение лица со стороны неподвижного глаза заставило его поспешить к врачу. Щека слева и впрямь была красной, отечной, даже горячей на ощупь.
Я перепугалась: неужели флегмона (гнойное расплавление) глазницы? И буквально за руку повела Семена Петровича к ЛОР-врачу с просьбой принять экстренно, без записи.
- Гайморит и воспаление среднего уха, лечение назначу - вынес вердикт специалист. - Но проблемы с глазами точно не от этого. Не "мой" пациент!
Ну так чей же? Через 3 дня показалось, что понятно: Семёну Петровичу стало легче и он, наконец-то, сделал КТ. И вновь пришлось признавать свою ошибку: утолщение и отек глазных мышц были характерными для эндокринной офтальмопатии.
Да, болезнь может протекать и так: без покраснения и выпячивания глаз. Почему же не её не выявили на "всевидящей" МРТ? Во первых, делали не в тех режимах и с недостаточным количеством срезов. Во-вторых, болезни орбиты встречаются редко и далеко не все диагносты умеют читать такие снимки.
Для подтверждения диагноза пациенту срочно сделали анализ крови на гормоны щитовидной железы. Они оказались в норме, а вот "контролирующий" гормон ТТГ - ниже плинтуса плюс высокая активность антител.
Я обрадовалась. Не плохим анализам, а найденной причине болезни. Эх, смогла бы сразу уговорить пациента на полное обследование - разобрались бы месяц назад.
Отправляю Семена Петровича к эндокринологу. Забегаю к ней после приёма:
- Ну что, субклинический гипертиреоз (повышенная функция щитовидной железы)? Сейчас вы его подлечите, а там и на пульс-терапию возьмем?
- Да нет. Это не совсем "мой" пациент. Тут другая причина - удивляет меня коллега.
Чьим же пациентом в итоге оказался Семен Петрович и как всё закончилось - расскажу в следующем посте. Чем больше ваших лайков, тем быстрее он появится!