Как известно, в 1949 году в Соединенных Штатах был разработан первый план удара по СССР с применением ядерного оружия под названием «Sizzling»(Испепеляющий), который у нас известен под названием «Троян». Он предусматривал в случае войны нанесение ядерных ударов по 77 крупнейшим городам нашей страны. Планировщики из Пентагона предполагали, что атомное оружие будет «особенно эффективно против населенных районов, таких как города», т.к. городские объекты являлись площадками для крупных промышленных предприятий, в том числе военной промышленности. Основной целью ядерного удара было уничтожение промышленного и военного потенциала, однако массовые потери населения при этом считались «само собой разумеющимися». При этом американцы подсчитали, что в результате атаки погибнет 2,7 миллиона человек, еще 4 миллиона получат ранения. Эти оценки были основаны на предполагаемой плотности населения в 10 000 человек на квадратную милю. На каждую взорванную бомбу приходилось около 20 000 погибших, будь то в результате обрушения зданий, внезапных ожогов или лучевой болезни. Как говорится в исследовании, указанная цифра «является достаточно консервативной в свете опыта Хиросимы и расчетной плотности населения средних советских городов». Каждый атомный взрыв мог привести к еще 30 тысячам жертв от ожогов, ран и других причин. Планировщики полагали, что произведенные разрушения «значительно усложнили бы проблемы проживания оставшихся 28 000 000 человек в 77 городах-целях». Выжившим одновременно пришлось бы оказывать первую медицинскую помощь, тушить пожары, восстанавливать коммуникации, расчищать завалы и находить жилье.
План «Сиззлинг» рисовался в эпоху президента Гарри Трумэна, когда американцы могли фантазировать свободно, не опасаясь ответного советского удара по своей территории. Однако уже к середине 50-х годов в Советском Союзе были разработаны стратегические бомбардировщики и началось создание баллистических ракет большой дальности. Исходя из этого Стратегические авиационное командование (SAC) приступило к разработке обновленного плана ядерного удара. Его главным отличием от упоминавшегося «испепеления» была расширенная география. Если ранее Пентагон рассматривал в первую очередь вероятность массированной атаки по территории СССР, а уже потом возможность бомбардировки его стран-союзников, то теперь список целей был общим – весь соцлагерь! Потенциальные объекты цели были разделены на три большие группы: стратегические ядерные (категория BRAVO), обычные вооруженные силы (категория ROMEO) и городские промышленные (DELTA). При этом целями ядерных ударов в первую очередь являлись авиационные и ракетные базы, правительственные и военные центры управления (прежде всего военно-воздушными силами), места хранения ядерного оружия, предприятия авиационнойпромышленности, атомная промышленность и склады горюче-смазочных материалов. В абсолютном приоритете были аэродромы Быхов (цель № 1), Орша (цель № 2), Барановичи (цель № 3) и Бобруйск (цель № 4). Именно на них, по данным американской разведки, базировались советские стратегические бомбардировщики, способные нанести удар по странам НАТО, включая США. Так же в первой десятке были авиабазы в Минске, Полтаве, Прилуках, Сеще и Житомире. На каждую из них следовало сбросить по две – три атомных бомбы, причем непременно с взрывателем, рассчитанным на наземный, а не воздушный взрыв.
В случае если первый ядерный удар не приведет к началу переговоров с советским руководством и капитуляции, была предусмотрена вторая фаза наступления под названием «систематическое уничтожение». Для нее был составлен длинный список из в общей сложности 1200 городов, каждому из которых был присвоен индивидуальный код, а также код приоритетности. Первой и главной целью предсказуемо становилась Москва, в которой, по данным ЦРУ, находилось 179 важных военных объектов: 17 предприятий авиапромышленности, 16 хранилищ жидкого топлива, 5 исследовательских атомных центров, исследовательские центры биологического оружия, многочисленные казармы, штабы и т.д. Целью № 2 был определен Ленинград со 145 важными объектами. На оба города американские самолеты должны были сбросить водородные бомбы мощностью от 1,7 до 9 мегатонн. Если с двумя первыми целями все понятно, то третьим в списке неожиданно оказался Смоленск. По мнению планировщиков, там находились важные авиационные предприятия, склады атомного и химического оружия, военные штабы и т.д. Далее в «рейтинге» шли Винница, Спасск-Дальний (Приморский край), Новосибирск, Баку и Куйбышев (ныне Самара), Дзержинск, Пекин и т.д. Вообще же сами по себе крупные города и промышленные центры не являлись основными целями бомбардировки. Так, Горький (ныне Нижний Новгород) занимал в списке лишь 26-е место, Севастополь - 32-е (несмотря на статус главной базы Черноморского флота), Хабаровск – 35-е, Свердловск – 42-е, Чита – 48-е, Иркутск – 55-е, Будапешт – 60-е, Восточный Берлин – 61-е, Бухарест – 63-е, Краснодар – 64-е, Ярославль – 70-е, Челябинск – 75-е и т.д. ной
Список главных целей для ядерного удара по приоритетности (вариант 1956 года)
1. Москва
2. Ленинград
3. Смоленск
4. Винница
5. Спасск-Дальний
6. Новосибирск
7. Баку
8. Куйбышев (Самара)
9. Уфа
10. Ногинск
11. Истра
12. Дзержинск
13. Пекин
14. Ташкент
15. Тбилиси
16. Казань
17. Саратов
18. Минск
19. Владивосток
20. Воронеж
Журналист Стражи Родины - Дмитрий Дегтев