Найти в Дзене
КиноДоктор

Слуга (1963) - Быть хозяином также унизительно как и быть слугой, но когда ты жалок, то и статус "хозяина" не поможет...

Довольно неплохой фильм, который наглядно показывает, что "слуги" - это вовсе не вещи, как принято считать "хозяевам". Они всё видят, слышат и они строят свои планы и козни... Кроме того, фильм демонстрирует, что хорошее отношение негодяями часто воспринимается как слабость. Сейчас у нас так: если ты порядочный человек - значит дурак. Ну в такое отвратительное во всех смыслах время мы живём. Или скорее, выживаем... Сам фильм снят по одноимённой повести Робина Моэма 1948 года. Молодой "богатенький мальчик" Тони (Джеймс Фокс), который занимается проектами новых городов для бедных бразильцев, решает стать полноценным джентльменом. Он переезжает в новый престижный дом и решает нанять себе хорошего слугу, как и подобает в достойных английских домах. Так его выбор останавливается на милом и услужливом Хьюго Барретте (Дирк Богард). Он скромен, педантичен и внимателен к своему хозяину. Это обольщает Тони и он начинает думать, что в самом деле теперь является хозяином и джентльменом. Но всё это
Кадр из фильма "Слуга" (1963)
Кадр из фильма "Слуга" (1963)

Довольно неплохой фильм, который наглядно показывает, что "слуги" - это вовсе не вещи, как принято считать "хозяевам". Они всё видят, слышат и они строят свои планы и козни... Кроме того, фильм демонстрирует, что хорошее отношение негодяями часто воспринимается как слабость. Сейчас у нас так: если ты порядочный человек - значит дурак. Ну в такое отвратительное во всех смыслах время мы живём. Или скорее, выживаем...

Кадр из фильма "Слуга" (1963)
Кадр из фильма "Слуга" (1963)

Сам фильм снят по одноимённой повести Робина Моэма 1948 года.

Молодой "богатенький мальчик" Тони (Джеймс Фокс), который занимается проектами новых городов для бедных бразильцев, решает стать полноценным джентльменом. Он переезжает в новый престижный дом и решает нанять себе хорошего слугу, как и подобает в достойных английских домах.

Кадр из фильма "Слуга" (1963)
Кадр из фильма "Слуга" (1963)

Так его выбор останавливается на милом и услужливом Хьюго Барретте (Дирк Богард). Он скромен, педантичен и внимателен к своему хозяину. Это обольщает Тони и он начинает думать, что в самом деле теперь является хозяином и джентльменом. Но всё это напускное со стороны Барретта. Он быстро раскусил своего нанимателя и начинает мастерски манипулировать им - сначала осторожно, а затем и более явно.

Но девушка Тони, Сьюзан (Венди Крейг), также быстро поняла сущность Барретта. Она советует своему любимому уволить его, но тот отказывается. Ведь Барретт так сладко поёт ему дифирамбы и "вешает ему лапшу на уши".

Кадр из фильма "Слуга" (1963)
Кадр из фильма "Слуга" (1963)

Видя, что опасность увольнения миновала, Барретт приступает к новому пункту своего дальновидного плана. Чтобы привести в дом свою сообщницу и любовницу Веру (Сара Майлз), Барретт настойчиво, но ненавязчиво убеждает Тони, что дому нужна ещё одна прислуга. Когда Тони, наконец, соглашается, Барретт приводит Веру под предлогом того, что она его сестра.

Кадр из фильма "Слуга" (1963)
Кадр из фильма "Слуга" (1963)

Теперь, согласно плану Хьюго, Вера должна соблазнить Тони. Хоть она и страшненькая и весьма вульгарная, но ей это легко удаётся. Теперь "хозяин" полностью во власти Веры. И это при живой-то Сьюзан! Потянуло на "подешевле да попаршивее". А Барретт и Вера развлекаются как хозяева дома, пока Тони находится в отъезде.

Кадр из фильма "Слуга" (1963)
Кадр из фильма "Слуга" (1963)

Когда Тони и Сьюзан возвращаются из отпуска раньше срока, то обнаруживают, что Барретт и Вера... спят вместе. В комнате Тони и в его постели! Ну как бы здесь себя повёл нормальный мужчина? Но Тони не мужчина. Он - "хозяин дома". Во всяком случае он так считал. Но только он один.

Кадр из фильма "Слуга" (1963)
Кадр из фильма "Слуга" (1963)

Полагая, что они брат и сестра, Тони запоздало приходит в ярость, но Барретт тут же спокойно ставит его на место, раскрывая, что Вера - его невеста. Затем он и Вера дают понять Сьюзан, что Тони спал с прислугой, что приводит её в ужас. Тони даже не может уволить или прогнать негодяев как полагается. Он жалок во всём. Зато предлагает Сьюзан отправится с ним в постель. В ту самую, где только что кувыркалась прислуга. Сьюзан брезгливо смотрит на него и молча уходит.

Кадр из фильма "Слуга" (1963)
Кадр из фильма "Слуга" (1963)

Думаете на этом всё? Э-э, нет. Тут только всё и начинается. Вторая часть Марлезонского балета, то есть - плана Барретта.

Однажды он, как бы случайно, подсаживается в баре к грустному Тони, который и жениться на Сьюзан боится и новую прислугу нанять тоже. И начинает ему плакаться и раскаиваться. Дескать, это всё она, Верка, его подбила и в итоге обманула, оставив ни с чем. И теперь он спит в парках и вообще где придётся. Он умоляет вновь взять его на работу и клятвенно клянётся больше никогда не поступать так мерзко как он поступил.

Кадр из фильма "Слуга" (1963)
Кадр из фильма "Слуга" (1963)

И вот "цветоножка" Тони снова нанимает его и они живут вдвоём. Налицо какая-то нездоровая тяга к Барретту у этого Тони, но тогда ещё о таких извращениях не принято было говорить. Сейчас бы точно сняли как два "голубка" устроили себе тихую голубятню. Но Барретт и не думает меняться.

Кадр из фильма "Слуга" (1963)
Кадр из фильма "Слуга" (1963)

Да, он выполняет работу слуги, но позволяет себя вести так, как если бы это он был хозяином дома. И чем дальше - тем больше. При этом он не забывает иногда "погладить по шёрстке" своего нанимателя, чтобы тот не сорвался с крючка. Потому что план-то весьма основательный... Вскоре незаметно возвращается в дом и Вера. Она уверяет, что это Барретт её обманул. Он уверяет обратное. Крутят и вертят своим "хозяином" эти два мошенника очень умело. Да это и не сложно в случае с Тони.

Кадр из фильма "Слуга" (1963)
Кадр из фильма "Слуга" (1963)

И вот уже он полностью зависит от Барретта и Веры. Они здесь - хозяева. А Тони - всего лишь местный алкаш.

Но вот приезжает Сьюзан и пытается убедить Тони вернуться к ней. Однако она обнаруживает, что он полностью зависит от Барретта, который снабжает его алкоголем и проститутками. Из дома устроили просто место для грязных оргий. Увидев, что Тони теперь стал не просто жалок, но и вообще перестал быть человеком, она на какой-то миг решает тоже окунуться в эту грязь и целует Барретта. Тот опешил, но быстро стал её раздевать, однако Сьюзан вовремя опомнилась.

Кадр из фильма "Слуга" (1963)
Кадр из фильма "Слуга" (1963)

Тони, выходя из своего пьяного ступора, пытается вмешаться. Однако он спотыкается и падает на пол, заставляя всех проституток смеяться над ним. Тони где-то там начинает осознавать до чего жалкое зрелище он из себя теперь представляет и у него даже случается вспышка гнева. Видя это, Барретт приказывает всем уйти.

Кадр из фильма "Слуга" (1963)
Кадр из фильма "Слуга" (1963)

Перед уходом, Сьюзан ударяет Барретта украшенным драгоценными камнями воротником своего пальто, раним его щёку. Барретт в шоке, но быстро приходит в себя и выпроваживает Сьюзан прочь. Та в слезах бежит к ближайшему дереву, оплакивая своего бывшего горе-жениха. А Барретт поднимается наверх, где его ждёт Вера в их спальне с их кроватью, проходя мимо валяющегося на коврике Тони с бокалом в руке.

Кадр из фильма "Слуга" (1963)
Кадр из фильма "Слуга" (1963)

Вот так вот выдрессировали "хозяина" слуги. Не знаю только откуда ещё у этого Тони есть деньги на безбедную жизнь его хозяев - Барретта и Веры. Но, в любом случае, они совсем не прогадали, избрав своей жертвой этого инфантильного горе-миллионера.

Прежде чем убить в себе слугу - убейте в себе хозяина. Живите своим умом и своим трудом. Тогда не будет таких вот ситуаций. Ибо любое социальное неравенство рано или поздно разыграет свою кровожадную карту. И для этого даже не обязательно кого-то убивать.

Дирк Богард был знаком советским зрителям по главной роли в фильме "Королевство Кэмпбелла" (1957), о котором я рассказывал в этой статье, а Сара Майлз по фильму "Леди Каролина Лэмб" (1972), котором тоже уже шла речь здесь.

Именно эти два актёра и сыграли отрицательных персонажей в данной картине.