Градостроительная политика всегда вызывает споры. Одним не нравится, что сужают дороги, другие радуются тротуарам. Одни называют старые спальные районы уродливыми, другие думают так о новых проектах. Одних задевает, что убрали троллейбусы, другие счастливы, что убрали провода. Платные парковки и меры снижения трафика в центр вызывает недовольство у автомобилистов, но развитие пешеходных зон и общественного транспорта нравится тем, у кого автомобиля нет. Снос старых заводов убивает культурное наследие, а кто-то счастлив их больше никогда не видеть. Постройка новых жилых комплексов для одних - это грязь, шум и убийство транспортной системы, выехать будет невозможно. А для других это возможность жить в новом районе не за 50 км от МКАД.
А есть еще и королева этого бала - реновация. Одни счастливы получить новенькие квартиры большей площади, другие кричат, что пятиэтажки - лучшее что было в жизни. Помню, когда это все начиналось - жители друг друга чуть ли не убивали за свою точку зрения, но все решило голосование. Была у меня коллега, которая неожиданно начала тратить все время на пикеты за свою пятиэтажку и разругалась со всеми коллегами в этот период. С ней было невозможно разговорить и, если честно, от нее все так устали, что просто стали избегать общения. Недавно она выложила пост в социальной сети с восторгами от ее новой большой квартиры в том же районе. Важно понимать, что решений, которое устраивает 100% никогда не будет.
Я, как и многие, родилась не в Москве. Переехала в нее в момент прихода Собянина и все это время город меняется у меня на глазах. Мое мнение в блоге - сугубо личное. Я знаю, как устроены и живут другие города за пределами Москвы, я много путешествовала по миру и видела, как устроены все остальные столицы.
Мне нравится текущая градостроительная политика, я считаю ее одной из выдающихся на мировом уровне. Спланировать высокоразвитый город с 0 - выдающаяся работа. Например, Сингапур строили с учетом стратегии развития на 100 лет вперед. Дубай вырос на месте пустыни и был чистым листом. И даже эти города уже сталкиваются с новыми проблемами и вызовами. Перестроить же один из самых больших городов с учетом его истории и проблем - вызывает восхищение.
Думаю, какого бы мнения вы не придерживались, невозможно не заметить следующие изменения за последние 13 лет:
1. Транспортная доступность
Помню, в далеком 2010 году, мы молодые и бедные искали хорошую и недорогую квартиру для съема. И тогда проще было снять где-нибудь в Мытищах, но около ж/д станции, чем в Москве - но 30 минут до метро 🤦🏼♀️
Развитие метро идет колоссальными темпами:
- В 2010 году было 12 линий и 182 станции
- в 2024 - 14 линий и 342 станции. Из них 250 – метро, 31 – МЦК, 61 – МЦД
- В 2030 планируется расширение до 517 станций, 18 линий, 4 линии МЦД
Если сравнивать только метро (без МЦК и МЦД), то Московское метро уже занимает 6 место в мире по протяженности линий и количеству пассажиропотока, уступая только Токио, Сеулу и китайским городам Шанхай, Пекин и Гуанчжоу. По количеству станций - уже 12 в мире
Другие изменения транспортной структуры города:
- Дороги. Ежегодно в Москве вводится около 100 км дорог. С 2011 года в столице построили 1360 км дорог, что составляет порядка 25% от существующей улично-дорожной сети. В 2024 году планируется сдать еще 95 км, в том числе более 40 искусственных сооружений – путепроводов, пешеходных мостов и переходов
- Наземный транспорт: от маршруток к электробусам (с 2018). На текущий момент в городе работает более 1800 электробусов. В целом работа наземного транспорта сейчас направлена на обеспечение транспортной доступностью новых ЖК
Другие виды транспорта:
- Велопрокат с 2013 года, прокат электросамокатов с 2020 года. Среднее количество поездок в сутки на самокатах и велосипедах - 350 тыс. Представьте, это же может быть равно населению целого города
- Каршеринг с 2015 года. Сейчас насчитывает 33 тыс. автомобилей, 240 тыс. пассажиропоток в сутки
- Такси. 156 тыс. машин с разрешениями Москвы и МО на конец 2022 года. Среднее количество пассажиров в сутки - 1,6 млн.
- Речной транспорт с 2023 года. 2 маршрута, 3,5 тыс. пассажиропоток в сутки
2. Общественные пространства. Парки и набережные
Парки. Начиная с 2011 года Правительство Москвы привело в порядок и благоустроило на новом качественном уровне 1023 парковые территории общей площадью свыше 22 тысяч гектаров. В том числе новые места отдыха были созданы на месте ранее не использовавшихся территорий или промзон.
Мы помните старый Парк Горького до реконструкции?
Парк Горького и набережная Музеона были первыми экспериментальными ласточками. В 2011 году началась масштабная реконструкция парка. Вход сделали бесплатным, убрали старые аттракционы, оборудовали велодорожки и предоставили посетителям возможность пользоваться бесплатным Wi-Fi. Также стоит отметить, что автомобильное движение на Крымской набережной перекрыли только в 2013 году и оборудовали набережную Музеона.
Старые фотографии парка было очень сложно найти, но получилось:
За последние годы появились новые парки и скверы: "Зарядье", «Академический», «Тюфелева роща», «Ходынское поле», «Братеевская пойма», центр технических видов спорта «Москва», «Остров мечты», "Парк Света", а также парк на набережной Москвы-реки в Капотне.
Набережные. В 2011–2023 годах в Москве комплексно благоустроены 42 набережные общей протяженностью 68,3 километра.
Первая и любимая — Крымская набережная. Также приведены в порядок Якиманская, Лужнецкая, Москворецкая, Кремлевская, Пречистенская, Воробьëвская набережная с Аллеей Славы, набережная у Южного речного вокзала и участок Пресненской набережной вблизи "Москва-Сити". Благоустроили и остров Балчуг. Там привели в порядок улицы и сразу четыре набережные: Софийскую, Раушскую, Садовническую и Космодамианскую. Новое общественное пространство появилось и на Болотной набережной у здания ГЭС-2.
Открыт первый участок набережной Марка Шагала, идут работы над Симоновской, Крутицкой, Коломенской набережной и так далее. Планируют благоустроить все набережные
Реабилитация водоемов. Начиная с 2011 года Правительство Москвы реабилитировало 116 прудов и семь рек, в том числе в этом году 12 прудов (Верхний и Нижний Бехтеревские пруды, пруд у Дворца пионеров, Лианозовские пруды и другие). Также в 2023-м очистили русла 4-х рек— Сетуни, Раменки, Нищенки и Городни.
3. Спорт
По данным за 2023 в Москве регулярно занимаются спортом 6 млн человек. Это почти в 3 раза больше, чем в 2010 году (2,1 млн)
Основу спортивной инфраструктуры Москвы составляют общедоступные объекты: спортивные площадки и комплексы уличных тренажеров во дворах и парках, физкультурно-оздоровительные комплексы, катки и лыжные трассы
Сейчас в Москве действует 30 197 спортивных зон. Из них 25,2 тысячи спортивных зон находится в собственности города
Более 140 крупных объектов спорта возвели в Москве за 10 лет. Основные проекты:
- Лужники: стадион, дворец водных видов спорта, дворец художественной гимнастики Ирины Винер, дворец единоборств, дворец тенниса, зал "Дружба", ледовый дворец "Кристалл"
- Стадионы: ВТБ Арена, Лукойл Арена, ВТБ Ледовый дворец
- Московская канатная дорога
- Центр синхронного плаванья
- Дворец спорта Некрасовка
4. Изменение центра Москвы
Центр Москвы освободили от рекламы, самостроев, припаркованных машин.
Расширили тротуары, реконструировали старые здания. Положили ту самую плитку - тут соглашусь, спорный вопрос, особенно по весне.
Немного ностальгии в картинках. Я не знаю, как многие могут страдать по тем временам и говорить, что раньше было лучше(
5. Жилье: Новая Москва, реновация, редевелопмент промзон
На самом деле вопрос жилья для города наиболее значим, чем внешний вид. Но эту столь обширную тему нужно раскрывать подробно в последующих статьях
Важно понимать, что население Москвы постоянно растет, жилых метров всегда не хватает. По сводным данным ипотечных программ на новостройки, в Москве в новостройках преимущественно покупают свое первое жилье, так как город значительно пополняется населением извне. В регионах же другая проблема - качественное жилье. За ипотеками на новостройки обращаются те, у кого уже есть жилье в старом фонде, оно и является часто первоначальным капиталом.
Как можно увеличивать жилой фонд, чтобы покрывать такой высокий спрос? Правительство Москвы нашло 3 решения:
Новая Москва - расти вширь
1 июля 2012 года к городу присоединили территории, получившие название «Новая Москва». Это было самое крупное административное расширение границ столицы за всю ее историю: площадь присоединенной территории составила 148 тысяч гектаров. Изначально Новая Москва делилась на 19 поселений и 2 округа. В апреле в 2024 подписали новое деление - теперь Новая Москва состоит из 8 муниципальных округов
Реновация - расти вверх
Программа реновации утверждена мэром Москвы Сергеем Собяниным в 2017 году. В нее включено 5176 старых домов. Благодаря программе более 1 млн горожан переедут из ветхих зданий в качественные новостройки. Ну а места старых домов займут новые дома, с большей площадью квартир.
Реновация проходит в 3 этапа, последний намечен на 2029-2032 год. Вишенкой на торте станет снос большей части Кузьминок (всего 287 домов, к расселению 64 тысячи человек). Ну а потом недалеко от центра вырастет новый и технологичный район
Редевелопмент промзон - найти скрытый потенциал
Несмотря на плотную застройку в Москве по-прежнему сохранились огромные территории, которые практически не используются. Так называемые промышленные зоны занимают тысячи гектаров. Большинство из них прекратили производство много лет назад и превратились в хаотичные склады и свалки. Теперь эти территории будут использованы в интересах горожан и развития экономики
Это моя любимая тема, которую я обязательно распишу отдельно. С 2023 года я сама живу на ЗИЛе и могу на личном опыте и сравнении расписать уникальность данных проектов.
На этом на сегодня всё. Поделитесь, а какие вам из прошедших изменений нравятся больше всего? Может что-то не вошло в подборку?