Найти тему
Sputnik Латвия

Еще одну латвийскую реформу ждет бесславный конец

Оглавление
Вентспилсский порт ждут очередные преобразования © Sputnik
Вентспилсский порт ждут очередные преобразования © Sputnik

Министерство сообщения уже в этом месяце, после выхода правительства из отпуска, предложит по существу отменить реформу, которая так и не была доведена до своего позорного завершения.

Реформу портов, что символично, затеяла еще в начале работы прошлого Сейма Новая консервативная партия. По приказу партийного начальства ее проводил тогдашний министр сообщения Талис Линкайтс.

Линкайтс как минимум один транспортный проект уже запорол © Valsts Kanceleja
Линкайтс как минимум один транспортный проект уже запорол © Valsts Kanceleja

Тот самый, который, как сейчас выяснилось, совершенно не контролировал реализацию проекта Rail Baltica и не информировал коллег по правительству о реальной стоимости этого проекта века. Видимо, у него не было времени - все силы и энергия уходили на борьбу с портами, пишет газета "Сегодня".

При чем здесь Лембергс?

Реформу портов "консерваторы" затеяли под предлогом необходимости реагировать на внесение Айварса Лембергса в американский санкционный список. Мол, он связан с портовым управлением и, стало быть, нужно срочно "отреформировать" Вентспилсский порт.

Санкции против Лембергса притянули как предлог для портовой реформы © Sputnik
Санкции против Лембергса притянули как предлог для портовой реформы © Sputnik

При этом почему-то заодно решили провести реформу и в Рижском свободном порту, хотя в нем никаких подсанкционных лиц не было.

Лиепайский порт, правда, на начальном этапе реформы решили не трогать - был установлен переходный период в связи с тем, что Лиепайский порт является частью свободной экономической зоны.

Реформа, в частности, заключалась и в том, что самоуправления попросту выкинули из системы управлениями портами.

Членов правления от соответственно Рижского, Вентспилсского, а потом Лиепайского муниципалитетов выбросили, заменив их сугубо ставленниками министерств.

Отметим, что до горе-реформы соблюдался четкий паритет: половина членов правления порта представляли интересы самоуправления, вторая половина - министерства.

Кого спросить про грузы?

Никакой особой прозрачности в работе портов эта реформа не обеспечила. Само собой, что структурная чехарда не улучшила (да и не могла улучшить) эффективность работы портов и уж тем более никак не способствовала увеличению перевалки грузов портами.

Напротив, показатели по перегрузке только ухудшились, что и понятно: реформа совпала с геополитическими потрясениями.

Все, чего добились авторы реформы, - отбили интерес местных властей к развитию порта, а ведь порт, особенно в Риге, действительно является, как раньше говорили, градообразующим предприятием, учитывая количество работающих на территории Рижского свободного порта - всевозможных стивидоров, их смежников, портовые предприятия и так далее.

Рижский порт больше не интересен столичным властям ©CC BY-SA 2.0 / Егор Журавлёв
Рижский порт больше не интересен столичным властям ©CC BY-SA 2.0 / Егор Журавлёв

Неудачная месть

И вот теперь Министерство сообщения Латвии пришло к закономерному выводу: пора уже всю эту историю сворачивать, отказавшись от второй части реформы - превращения портов в общества капитала.

Минсообщения предлагает сохранить за портами статус отдельного юридического лица.

При этом оперативное управление будут осуществлять портовая администрация (управляющий портом), а надзор за работой порта будет в компетенции созданного совета. В совет войдут два представителя от государства (читай - от министерства) и один от самоуправления.

То есть впредь порты будут работать без членов правления - и наверняка хуже не будет. Куда уж хуже, учитывая нынешние показатели грузооборота в портах.

Все же произошедшее с портами показывает - насколько опасно, когда политики что-то реформируют, не определив цели и задачи и пытаясь подогнать реформу под свои политические интересы и амбиции, а заодно и отомстить политическому оппоненту (читай - Лембергсу).