Министерство сообщения уже в этом месяце, после выхода правительства из отпуска, предложит по существу отменить реформу, которая так и не была доведена до своего позорного завершения.
Реформу портов, что символично, затеяла еще в начале работы прошлого Сейма Новая консервативная партия. По приказу партийного начальства ее проводил тогдашний министр сообщения Талис Линкайтс.
Тот самый, который, как сейчас выяснилось, совершенно не контролировал реализацию проекта Rail Baltica и не информировал коллег по правительству о реальной стоимости этого проекта века. Видимо, у него не было времени - все силы и энергия уходили на борьбу с портами, пишет газета "Сегодня".
При чем здесь Лембергс?
Реформу портов "консерваторы" затеяли под предлогом необходимости реагировать на внесение Айварса Лембергса в американский санкционный список. Мол, он связан с портовым управлением и, стало быть, нужно срочно "отреформировать" Вентспилсский порт.
При этом почему-то заодно решили провести реформу и в Рижском свободном порту, хотя в нем никаких подсанкционных лиц не было.
Лиепайский порт, правда, на начальном этапе реформы решили не трогать - был установлен переходный период в связи с тем, что Лиепайский порт является частью свободной экономической зоны.
Реформа, в частности, заключалась и в том, что самоуправления попросту выкинули из системы управлениями портами.
Членов правления от соответственно Рижского, Вентспилсского, а потом Лиепайского муниципалитетов выбросили, заменив их сугубо ставленниками министерств.
Отметим, что до горе-реформы соблюдался четкий паритет: половина членов правления порта представляли интересы самоуправления, вторая половина - министерства.
Кого спросить про грузы?
Никакой особой прозрачности в работе портов эта реформа не обеспечила. Само собой, что структурная чехарда не улучшила (да и не могла улучшить) эффективность работы портов и уж тем более никак не способствовала увеличению перевалки грузов портами.
Напротив, показатели по перегрузке только ухудшились, что и понятно: реформа совпала с геополитическими потрясениями.
Все, чего добились авторы реформы, - отбили интерес местных властей к развитию порта, а ведь порт, особенно в Риге, действительно является, как раньше говорили, градообразующим предприятием, учитывая количество работающих на территории Рижского свободного порта - всевозможных стивидоров, их смежников, портовые предприятия и так далее.
Неудачная месть
И вот теперь Министерство сообщения Латвии пришло к закономерному выводу: пора уже всю эту историю сворачивать, отказавшись от второй части реформы - превращения портов в общества капитала.
Минсообщения предлагает сохранить за портами статус отдельного юридического лица.
При этом оперативное управление будут осуществлять портовая администрация (управляющий портом), а надзор за работой порта будет в компетенции созданного совета. В совет войдут два представителя от государства (читай - от министерства) и один от самоуправления.
То есть впредь порты будут работать без членов правления - и наверняка хуже не будет. Куда уж хуже, учитывая нынешние показатели грузооборота в портах.
Все же произошедшее с портами показывает - насколько опасно, когда политики что-то реформируют, не определив цели и задачи и пытаясь подогнать реформу под свои политические интересы и амбиции, а заодно и отомстить политическому оппоненту (читай - Лембергсу).