Что вообще есть совесть? Это чувство, эдакий внутренний голос, заставляющий нас испытывать раскаяние при совершении поступков, считающихся плохими.
Если рассмотреть структуру психики личности в теории Фрейда, то совесть будет располагаться в «юрисдикции» Сверх-Я.
Сверх-Я достаточно независимо от «Я», и может обходиться с ним крайне жестко, если не сказать жестоко – оно может «наказывать» Я упреками или же муками совести.
Согласно Фрейду, формирование Сверх-Я начинается еще в детстве. Ребенок еще не обладает внутренними границами и запретами, он движим своими влечениями, исследовательским интересом. И в этом случае «запрещающая» роль Сверх-Я реализуется через внешнее «могущество» родительского авторитета. В дальнейшем отказ от «запретных» удовольствий происходит из страха рассердить, разочаровать родителя и тем самым потерять его любовь – а вместе с ней и безопасность, которую эта любовь обеспечивает.
По мере взросления ребенок вбирает в себя требования и запрещающие установки родительской фигуры, интегрируя их в свою развивающуюся психику. Эти запреты, требования и установки, отношение ребенка к родителям, страх перед наказанием, страх потерять любовь и расположение трансформируются в тот самый внутренний голос, который мы называем «голосом совести», устанавливается внутренняя авторитетная фигура – и это и есть Сверх-Я, называемое так же моральным ориентиром. Здесь тревогу и стыд «запускают» уже не сами действия, а желания и намерения этих действий – то есть внутренний «голос» останавливает от реализации «запретного» намерения до его свершения. Это хорошо, когда речь о границах и понимании, что можно, а что – нельзя, «что такое хорошо и что такое плохо», но – отсюда так же может «расти» чувство болезненной виновности и потребность в наказании.
Рассмотрим такой пример: Ребенок рисует на стенах. Родитель его за это ругает, наказывает – то есть дает понять, что данное действие – рисовать на стенах – недопустимо. В будущем у подросшего ребенка снова возникает намерение порисовать на этих самых стенах – но он не делает этого, помня о запрете и наказании. Запрет, интегрировавшийся в Сверх-Я ребенка не дал намерению перейти в действие.
Таким образом мы видим, что Сверх-Я ребенка формируется на основе Сверх-Я его родителя, а Сверх-Я родителя, в свою очередь, формируется на основе Сверх-Я его родителя (бабушекдедушек) – поэтому можно говорить о том, что «голос совести» основан на нормах и ценностях, принятых в том обществе, в котором ребенок растет и воспитывается.
Итак, по мере все большего взросления и психического развития Сверх-Я ребенка становится обезличенным и все более отделяется от родительского. И тогда страх перед внешним родительским авторитетом трансформируется в страх перед собственной внутренней критикующей частью – и теперь, для того, что бы «включилась» совесть уже не нужно чужое вмешательство. При успешно интегрировавшемся собственном Сверх-Я совесть работает в полностью автономном режиме.