Приветствуем, друзья! Продолжаем рассказывать вам о важнейших узлах автомобиля, а заодно делимся опытом в их диагностике и ремонте. На очереди – карданный вал.
Карданный вал представляет собой составной узел, состоящий из нескольких основных компонентов: крестовины, шлицевого соединения и основного корпуса.
В зависимости от степени нагрузки, основной корпус выпускается разной толщины для обеспечения необходимой прочности и надежности. Одной из основных функций крестовины является способность вращаться во всех плоскостях, что позволяет сглаживать несоосность и уменьшать вибрацию в системе.
Карданные валы, используемые в грузовиках Scania, спроектированы для высоких нагрузок. Однако работа при условиях перегрузок может привести к резкому увеличению крутящего момента, что повышает риск износа и выхода из строя узла.
Итак, вот основные «враги» вашего карданного вала.
Перегрузки способствуют легкому искривлению карданного вала, что в свою очередь может вызвать появление вибраций и привести к поломкам шлицевого фланца редуктора, подвесного подшипника и даже КПП.
Воздействие агрессивной окружающей среды также играет свою роль в износе карданного вала. Влага, соль и перепады температуры могут постепенно разрушать подвесной подшипник и крестовину. Соли разъедают резиновые манжеты, влага замывает смазку, ускоряя коррозию, а резкие изменения температуры вызывают тепловое расширение металла, что также негативно сказывается на состоянии кардана.
Частые рывки и длительная эксплуатация с перегрузом приводят к максимальной нагрузке на элементы кардана. При таких условиях даже малейшие дефекты могут быстро привести к серьезным поломкам. Например, недостаток смазки в крестовине в сочетании с большими крутящими моментами может быстро привести к износу подшипников.
Естественный износ является неотъемлемой частью работы любого механизма, и карданный вал не исключение. Важно регулярно проводить техническое обслуживание и контроль состояния карданной передачи, чтобы своевременно выявлять и устранять потенциальные проблемы перед их серьезным возникновением.
И вот всё вышеперечисленное может привести к тому, что:
- Появится вибрация из-за деформации или отделения балансировочных грузов;
- Произойдёт разрушение подшипников крестовины или резинового заполнителя подвесного подшипника, муфты;
- Выработается подвесной подшипник;
- Появятся люфты во фланцевых соединениях.
Как не упустить важный момент, вовремя заметить проблему, чтобы её решить?
Если вы чувствуете толчки при торможении или разгоне – приступайте к диагностике карданного вала тягача.
Первым делом посмотрите, не оторвались ли балансирные грузики. Далее берем в ладони крестовину и шевелим в обе стороны, чтобы проверить люфт. То же самое делаем и со шлицевым соединением.
Если балансирные грузики отвалились, мы снимаем карданный вал и отвозим карданщикам – они его отбалансируют. Балансируют карданный вал с помощью грузов. На карданных валах часто можно заметить небольшие металлические пластины или бобышки, которые крепятся сваркой или при помощи клея. Эти элементы и служат для балансировки кардана. Делается она на специальном стенде. Допуск при балансировке карданного вала грузового автомобиля – от 10 до 50 грамм.
А если обнаружили люфт в крестовинах – крестовины под замену. Если изношено шлицевое соединение – мы меняем его у карданщика.
Не забывайте, что всё от диагностики до ремонта или замены вы найдете у нас в Worktruck, обращайтесь!