Найти тему
Музей Горгиппия

Анапский аэропорт: история в фотографиях

В годы Великой Отечественной войны в Анапе базировался 7-й истребительный авиаполк 62-й истребительной авиабригады Военно-воздушных сил Черноморского флота. Формирование полка началось в сентябре 1941 года в Анапе в районе Высокого берега. В октябре 1941 года полк вступил в боевые действия. В составе имел 19 самолетов (МИГ, ЯК, ЛАГГ, И-15БИС). Летчики полка совершали по несколько боевых вылетов в день, проводили разведку и прикрывали побережье с воздуха.

В сквере Боевой Славы на мемориальных плитах высечены имена лётчиков, погибших в воздушных боях за Родину. В экспозиции «Город воинской славы» в отделе краеведения Анапского археологического музея (ул. Протапова, 1) можно увидеть документы, фотографии, фрагменты самолета и личные вещи летчиков, сражавшихся в небе Анапы в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

7-й истребительный авиаполк 62-й истребительной авиабригады Военно-воздушных сил Черноморского флота на аэродроме в Геленджике после передислоцирования из Анапы.
7-й истребительный авиаполк 62-й истребительной авиабригады Военно-воздушных сил Черноморского флота на аэродроме в Геленджике после передислоцирования из Анапы.

В мае 1960 года аэродром Анапа, который располагался в районе Высокого берега, принял самолет АН-2, доставивший первых отдыхающих. С этого времени начался регулярный прием и выпуск воздушных судов по расписанию. Полёты выполнялись в Краснодар, Новороссийск, Геленджик и другие города побережья. Штат насчитывал менее 10 работников, из оборудования – одна радиостанция. Через пять лет было построено здание аэровокзала (ныне городская станция скорой помощи). География полетов расширилась, стали возможны полёты без пересадки в Москву, Керчь, Донецк, Харьков, Сухуми. Из-за возросшего пассажиропотока, связанного с развитием курорта Анапа, в летние месяцы использовался военный аэродром за городом (п. Витязево). В 1969 году на этом месте началось строительство нового аэропорта Витязево.

Здание Анапского аэропорта. 1965 г. Сейчас в этом здании располагается станция скорой помощи (ул. Ленина).
Здание Анапского аэропорта. 1965 г. Сейчас в этом здании располагается станция скорой помощи (ул. Ленина).
Здание Анапского аэропорта. 1965-1970 гг.
Здание Анапского аэропорта. 1965-1970 гг.
Здание Анапского аэропорта. 1970 г.
Здание Анапского аэропорта. 1970 г.
Заход на посадку самолета в Анапский аэропорт. 1971 г.
Заход на посадку самолета в Анапский аэропорт. 1971 г.
Самолет на полосе Анапского аэропорта. 1971 г.
Самолет на полосе Анапского аэропорта. 1971 г.

В апреле 1974 года был выполнен первый регулярный пассажирский рейс в новый аэропорт Витязево, построен новый современный аэровокзал с автоматической аппаратурой, с пультами-манипуляторами для автоматической продажи билетов. Анапский аэропорт имел самые современные средства самолетовождения и управления воздушным движением, обладающей высокой пропускной способностью, гостиницу, административный корпус, столовую и общежитие.

Строительство аэропорта «Анапа». 1969 г.
Строительство аэропорта «Анапа». 1969 г.
Строительство аэропорта «Анапа». Начало 1970-х гг.
Строительство аэропорта «Анапа». Начало 1970-х гг.
Встреча Л.И. Брежнева в аэропорту «Анапа». 1974 г.  Фото А.И. Кокалова.
Встреча Л.И. Брежнева в аэропорту «Анапа». 1974 г. Фото А.И. Кокалова.

В июне 1976 года состоялось торжественное открытие Анапского аэропорта, который принимал самые современные лайнеры (ТУ-154, ТУ-134, ИЛ-76 и пр.). В новом аэровокзале ежедневно обслуживали около 70 рейсов, прибывающих из 50 городов, воздушная гавань была связана с 12 столицами союзных республик Советского союза.

Открытие Анапского аэропорта, 15.06.1976. Начальник Анапского аэропорта Я.Г. Гапон с символическим ключом аэропорта среди руководителей города, района и гостей. На снимке справа налево: председатель Анапского терсовета Аванесов В.Н., 2-й секретарь ГК КПСС Черныш В.К., директор совхоза им. Ленина Поляков В.Ф., председатель горисполкома Кочмола В.И., замначальника Северо-Кавказского управления гражданской авиации Шматков К.П., 1-й секретарь ГК КПСС Ищенко И.С., замминистра по строительству Журавлев А.П., начальник аэропорта Гапон Я.Г., командир I Краснодарского объединения авиационного отряда Мостовой Н.А., редактор газеты «Советское Черноморье» Ткаченко В.И. и др. Фото Чебуранова А.
Открытие Анапского аэропорта, 15.06.1976. Начальник Анапского аэропорта Я.Г. Гапон с символическим ключом аэропорта среди руководителей города, района и гостей. На снимке справа налево: председатель Анапского терсовета Аванесов В.Н., 2-й секретарь ГК КПСС Черныш В.К., директор совхоза им. Ленина Поляков В.Ф., председатель горисполкома Кочмола В.И., замначальника Северо-Кавказского управления гражданской авиации Шматков К.П., 1-й секретарь ГК КПСС Ищенко И.С., замминистра по строительству Журавлев А.П., начальник аэропорта Гапон Я.Г., командир I Краснодарского объединения авиационного отряда Мостовой Н.А., редактор газеты «Советское Черноморье» Ткаченко В.И. и др. Фото Чебуранова А.
Здание аэропорта «Анапа». 1976 г.
Здание аэропорта «Анапа». 1976 г.
Аэропорт «Анапа». Вторая половина 1970-х гг.
Аэропорт «Анапа». Вторая половина 1970-х гг.
Аэропорт «Анапа». 1978 г.
Аэропорт «Анапа». 1978 г.
Аэропорт «Анапа». 1978 г.
Аэропорт «Анапа». 1978 г.
Расписание движения самолетов. 1980 г.
Расписание движения самолетов. 1980 г.
Здание аэропорта. 1981 г.
Здание аэропорта. 1981 г.
Зал ожидания. 1981 г.
Зал ожидания. 1981 г.
Аэропорт «Анапа». 1985 г.
Аэропорт «Анапа». 1985 г.

В 1993 г. аэропорт в Анапе получил статус международного. Первой иностранной авиакомпанией, которая начала сотрудничать с аэропортом, стала Austrian Airlines.

Зал аэропорта. 1993 г.
Зал аэропорта. 1993 г.

В 2010 году аэродром был реконструирован. Это позволило снять ограничение на приём иностранных воздушных судов, таких как Airbus A319 и Boeing 737.

Аэропорт «Анапа». 2010-е гг.
Аэропорт «Анапа». 2010-е гг.

В 2015 году началось строительство нового терминала внутренних авиалиний — Терминала-1. Строительство завершилось на 11 месяцев раньше запланированного срока, и уже в июле 2017 года состоялось торжественное открытие нового аэровокзального комплекса. Площадь нового терминала составила 12 тысяч квадратных метров, а пропускная способность — 600 пассажиров в час.

Терменал-1. 2017 г. Фото: Международный аэропорт Анапа имени В.К.Коккинаки.
Терменал-1. 2017 г. Фото: Международный аэропорт Анапа имени В.К.Коккинаки.

В 2021 году в разгар пандемии началась модернизация Терминала-2. Капитальный ремонт охватил все помещения для обслуживания пассажиров, специальные комнаты для персонала и фасад здания.

Новый облик Терминала-2 международных авиалиний. 2022 г. Фото: Международный аэропорт Анапа имени В.К.Коккинаки .
Новый облик Терминала-2 международных авиалиний. 2022 г. Фото: Международный аэропорт Анапа имени В.К.Коккинаки .

31 мая 2019 года Указом президента РФ аэропорту присвоено имя летчика Владимира Константиновича Коккинаки.

25 июня 2020 года в рамках проекта «Великие имена России» на привокзальной площади Международного аэропорта Анапа состоялось торжественное открытие бюста легендарного летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза.

Бюст В.К. Коккинаки в аэропорту. Фото: Международный аэропорт Анапа имени В.К.Коккинаки
Бюст В.К. Коккинаки в аэропорту. Фото: Международный аэропорт Анапа имени В.К.Коккинаки
Международный аэропорт Анапа имени В.К.Коккинаки.
Международный аэропорт Анапа имени В.К.Коккинаки.