Найти тему
Вечерний Тришин

Цены на бензин остановят? В России снова запретили экспорт топлива до ноября

Оглавление

Решение продлить запрет экспорта топлива не стало чем-то неожиданным. В очередной раз Минэнерго ввело ограничения до ноября 2024 года. Понятно, что мера не только вынужденная, но и временная. Если ничего на рынке кардинально не изменится, то цены вряд ли сильно вырастут. Опять же, нужно не забывать об осеннем сборе урожая, когда наблюдается дефицит не только дизеля, но и бензина.

Больше всего может подорожать Аи-95, который уже вырос до 74.3 тысяч рублей за тонну. По сути, это рекордный показатель 2024 года. Есть и хорошая новость, например, Аи-92 немного подешевел.

Что происходит с топливным рынком?

В июле цены на заправках начали медленно, но уверенно расти. Если быть точным, то в среднем на 5%. Пока еще автолюбители не заметили серьезных проблем, хотя в некоторых регионах наблюдался дефицит топлива. В частности, пару недель назад заправки в Сочи оказались полупустыми. Тогда все решили списать на туристов, хотя проблема несколько иная.

В компании «Альфа-Форекс» говорят о комплексных факторах, которые влияют на рост цен. Конечно, в первую очередь речь идет о внешних проблемах:

– Во-первых, с начала 2024 года НПЗ подвергаются атакам со стороны украинских БПЛА. Обычно в сводках пишут об уничтожении всех целей, но есть и обломки, которые падают на НПЗ и фактически сжигают тонны дорогого топлива.

– Во-вторых, на фоне ударов БПЛА заводы не только несут издержки, но и вынуждены останавливаться на ремонт. Сколько было повреждено НПЗ никто официально не заявляет. Однако еще весной речь шла почти о 10 крупных предприятиях. Летом ситуация немного улучшилась.

– В-третьих, весенний запрет на экспорт топлива не затронул рынки Турции. Мало кто заметил, но часть топливного рынка начала ориентироваться на турецкий экспорт. Причем топливо вывозили из южных регионов России.

Все это привело к тому, что крупные нефтяные компании потеряли миллиарды рублей. Опять же, никакой официальной статистики не предоставляется. Но можно представить, сколько было сожжено топлива и потеряно денег из-за простоев НПЗ. Вообще, эксперты прогнозировали рост цен еще весной, но тогда рынок удалось стабилизировать.

Хорошая новость в том, что Минэнерго продлевает срок действия запрета на экспорт бензина. Однако нужно не забывать, что на внутреннем рынке компании зарабатывают меньше. Существует вероятность, что крупные НПЗ будут лоббировать вопрос поднятия цен для потребительского рынка.

Сейчас практически все южные заводы вынуждены дополнительно тратить огромные деньги на защиту предприятий от ударов БПЛА. И это действительно большая статья расходов в бюджетах компаний.

-2

Запрет экспорта может оказать лишь временное влияние на цены

До ноября 2024 года автолюбители могут выдохнуть. С большой долей вероятности серьезного роста цен на бензин не будет. Конечно, возможны колебания в пределах 2-3 рублей, но сейчас это сущие копейки. Правда, эксперты считают, что запрет может положительно влиять на рынок только ограниченное время.

Как ни крути, а топливные компании теряют деньги, хотя и получают компенсации из федерального бюджета. Мы говорим о так называемом демпфере. Такая система «запретов и демпферов» не может существовать вечно. Чтобы компании не повышали цены, они должны продавать топливо на внешние рынки, а сейчас это невозможно. С другой стороны, чиновники не могут решиться на более эффективные меры, которые могут привести к реформированию отрасли.

Стоит отметить, что сейчас высокие цены на топливо сохраняются в южных регионах, а также новых регионах России. И это вполне логично, так как часть НПЗ пришлось закрыть на ремонт, а часть топливных складов попросту сгорели.

-3

Как решить проблему с поставками топлива?

Некоторые очень «умные» эксперты предлагали начать переносить южные НПЗ в тыловые районы. Но это глупость, от которой сразу отказались или даже не рассматривали ее. К сожалению, нельзя просто взять и перенести современный завод в другую область или даже на 100 метров дальше. Мы говорим о сложных процессах и цепочках, которые выстраивались десятилетиями. Кроме того, большая часть оборудования иностранного образца, а новые установки нельзя купить из-за санкций.

Решение может быть только одно – настроить эффективную систему ПВО и поставить возле каждого НПЗ компактные ЗРК. Вообще, это самое простое, что нужно было сделать еще в начале 2023 года. Почему не сделали? Затрудняюсь ответить на этот вопрос. Например, военные спецы уже давно предлагали расконсервировать ЗУ-23-2 или же организовать мобильные группы прикрытия.

Сейчас собственникам заводов предлагают использовать антидроновые ружья, а некоторые компании даже закупили несколько десятков РЭБ. Правда, никакие РЭБ, особенно мобильные, не могут заглушить БПЛА «Бобер» или малогабаритные самолеты, которые Киев запускает по югу России.