Совсем уже не весна – а я все про любовь, да про любовь.
Вот вы верите в любовь с первого взгляда? Естественно нет! Правильно – и я тоже. Хотя исключения бывают. Причем часто. Про одно рассказываю.
Началось у меня несколько лет назад увлечение розами – не основательное/серьезное, избави бог, а легкое эмоциональное ни-к-чему-не-обязывающее. Очень приятны такие увлечения, да.
Один из признаков подобного начинающегося заболевания: при всяком случае заглядываешь туда, где есть объект повышенного внимания, даже безо всякой надобности/оправдания.
Вот и два года назад в конце весны по пути в лес потянуло в питомник, а там – в новую оранжерею роз. Разглядываю взглядом «бывалого», уже различающего и узнающего ‘Flammentanz’ с 'Gloria Dei', демонстрирую пресыщенность, скрываю внутренний восторг.
И вдруг … нет, не замечаю – но прямо молнией в глаз, не заметить невозможно: диво-дивное!
Умом понимаю – роза: плавает как роза, крякает как роза – роза! Все ботанические реквизиты налицо. Да и здравый смысл с логикой настаивают: тут же оранжерея роз, тут все – розы. Но ведь и глаза мне никогда не лгут – какая еще роза, никогда таких не видел! Ну так что же/кто же тогда? Да ведь написал уже: диво-дивное.
Шутки в сторону – конечно роза. Да и на этикетке написано – для глаз. Но потрясающая и удивляющая! Непременно увез бы незнакомку. Вот только цена была неподъемной, как и кадка, в которой рос этот цветущий куст – на легковой машине не увезти. Так что ограничился сфотографировать саму розу и этикетку. Дома уже про нее почитал. Так случилось мое первое знакомство с персидскими розами.
Восторженные сомнения мои были не напрасны: природная родительница этих сортовых роз относится к особому виду – персидская роза, Rosa persica, а раньше ее вообще выделяли в особый род – Гультемия, так что была она гультемией персидской, Hulthemia persica.
Вот что вычитал.
Гультемия – небольшой пустынный (!) колючий кустарничек с одиночными (!) листьями и с небольшими ярко-желтыми цветками, для которых характерен фиолетово-красный «глазок» в зеве. Произрастает в обширном азиатском регионе: Центральная Азия, Иран, Казахстан, запад Сибири и запад Китая.
Наверняка я ее встречал в природе – в далеком азиатском прошлом, во время экспедиционных работ. Верблюды ею пасутся. Смутно вспоминаю такое растение, где-то в фотоархивах должны быть старые слайды. Но тогда никакого особого интереса эта пустынная розочка у меня не вызвала.
С середины XIX века гультемию выращивают в культуре как декоративное растение, и тогда уже получали первые ее гибриды с шиповниками. Но первые сортовые персидские розы были слабы здоровьем и популярными не стали. Только недавно, уже в нашем веке селекция персидских роз начала развиваться бурно и эффективно. Так что встречающиеся сейчас сорта выведены совсем недавно, очень еще молоды они.
Фотография той первой увиденной мною персиянки не сохранилась, как и ее название. Что-то было в названии про «вижу тебя…». Любопытно отметить, что в названиях многих сортов персидских роз встречаются слова «глаз» и «вижу» - прямая и очевидная связь с очевидной глазчатостью их цветков.
И еще добавлю жизненное: немного позже в этом же питомнике опять увидел тот самый куст в неподъемном вазоне. Но уже отцветший и грамотно (коротко) обрезанный. Никто его так и не купил/не увез, а теперь уже и подавно не увезет – такую-то кочерыжку за такие-то деньги. Не знаю дальнейшую судьбу того чудесного экземпляра.
Зато моя вдруг вспыхнувшая влюбленность имела быстрое продолжение. Я именно в это время формировал заказ в одном из крупнейших подмосковных розоводческих центров, оставалось просто пополнить его сортами персиянок из тех, что «есть в наличии». Так два года назад у меня в саду появилось их сразу три.
Ничуть они меня не разочаровали и даже настолько не разочаровали, что когда одна стала после зимовки чахнуть да и совсем погибла, осенью упрямо купил этого же сорта (‘See You in Purple’), причем штамбовую.
Сейчас попробую сделать невозможное и неправильное: словами чувства передать.
Да, собственно розы – цветы роскошные, праздничные, торжественные, романтичные, томные, меланхоличные. Не-простые и даже немного печальные. Такие вот эпитеты на ум приходят.
Цветки «настоящих» роз чопорные, погруженные в себя, отстраненные – даже когда полностью раскрыты, и даже когда отцветают.
Не придет же в голову назвать их солнечными, радостными, распахнутыми навстречу, смотрящими на тебя - причем с дружелюбным любопытством.
А цветки персидских роз именно такие! И при этом еще с удивительными контрастными рисунком-расцветкой. Тут восхитительные колористические сочетания: нежно-желтого, белого, кремового, оранжевого, всех оттенков красного – от алого до густо-малинового, сиренево-лилово-фиолетового – разной насыщенности. И непременно жизнерадостный «глазок» в центре венчика. Можно было бы сказать «зев», но не скажешь: какой там «зев», когда глубины у цветка нет – он распахнут широко, щедро, откровенно. Даже если махровый – сорта с махровыми цветками тоже есть, но цветки такие все равно не выглядят сложными/пышными/расфуфыренными.
А еще свойственная многим розам чудесная хамелеонистость цветков у персиянок выражена особенно ярко, просто сказочная у них хамелеонистость. Не возьмусь описывать – возможно, фотографии смогут передать.
Оказалось, что такие цветы мне близки и интересны. Ни за что не откажусь. А при случае – и дополню.
Сейчас формирую еще одни «розовый» заказ – обнаружил в каталоге сорт новой и совершенно мне неизвестной персидской серии ‘Babylon Eyes’. Куплю – поделюсь потом впечатлениями.
А как же ложка дегтя?! А как же без нее – вот она.
«Энциклопедия Роз» к числу достоинств персидских сортов относит, что цветки их не подвержены влиянию дождей. Ну не-ет – подвержены! Сейчас начались дожди – и первые цветки второй волны цветения у моих персиянок тут же покрылись досадными ржавыми конопушками. И заодно отмечу, что цветки этой начинающийся волны заметно мельче и не такие насыщенно-яркие, как те, ушедшей уже половины лета.
Но на то она и любовь, пусть и с первого взгляда, чтобы такие мелочи прощать.
Хотя возможно то была все-таки не любовь – лишь озарение влюбленностью. Время покажет.