Если в Кисловской слободе, о которой я рассказывал в недавней своей заметке, жили кислошники – мастера, приготовлявшие для царского и патриаршего столов капусту, соления и квас, то в располагавшейся поблизости слободе Калашной нашли обиталище люди еще одной интересной профессии – калашники. И к одноименному автомату, ясное дело, это никак не относится.
Калашниками в ту пору называли пекарей, по-видимому, одними из основных кулинарных произведений которых были калачи да пышки.
Позднее, как я не раз упоминал, слободской уклад на Руси сошел на нет, и в семнадцатом столетии бывшие Кисловскую и Калашную слободы начало заселять дворянство.
- К слову, в комментариях под предыдущей статьей возник вопрос, как произносится слово «Кисловский»? Оказывается, что, вопреки ожиданиям, внутреннему ощущению и воспоминаниям старожилов, современное произношение традиционно делает удаление на второй слог: «Кисло́вский». Об этом говорит даже пятый том авторитетного издания «Москва: Энциклопедия» от 1997 года. Впрочем, это совсем другая история.
Сегодня Калашный переулок невелик, всего 450 метров, соединяющие Большую Никитскую улицу с Нижним Кисловским переулком.
И одно из его замечательных зданий, сохранившихся до сего дня, это...
...Городская усадьба Думнова – Маркова
Владимир Васильевич Думнов, потомственный почетный гражданин и купец, до 1886 года трудился приказчиком в издательской фирме под названием «Наследники братьев Салаевых», что занималась выпуском в свет учебников для начальных и средних школ. Собственно, он и женат был на племяннице Федора Ивановича Салаева – Вере Дмитриевне.
А в 1886-м выкупил дело в собственность, преобразовав в Товарищество на паях и существенно расширив ассортимент издаваемой литературы, начав печатать еще и художественные произведения.
Годом спустя Думнов задумал строительство собственного дома в Калашном переулке. Для этого он приобрел участок майорской жены Марии Арсентьевны Охотниковой с домом, который стоял здесь с 1860-х, и заказал архитектору Алексею Михайловичу Щеглову новую постройку на его месте.
Дом вышел двухэтажный, с полуподвалом, в стиле модерна с элементами неоренессанса, без излишней пышности, но нарядный, изящный и обаятельный. Впрочем, имеются на его фасаде и явные намеки на барокко.
Снова я очень жалею, что переулок слишком узкий, и снять дом анфас весьма проблематично. Однако рассмотреть его хочется, да и есть на что посмотреть (9 фото).
В своем новом доме Владимир Васильевич прожил до 1896 года, после чего продал его инженеру путей сообщения, действительному статскому советнику и члену Государственной думы от Тамбовской губернии Николаю Львовичу Маркову, оставив за собой соседнюю усадьбу (где сейчас располагается дом №8), а сам переселился в Малый Кисловский переулок.
Марков решил дом перестроить и позвал для этого своего племянника, инженера Николая Евгеньевича Маркова. К сожалению, описания того, что изменилось в доме при перестройке, я не нашел.
Но прожил новый хозяин здесь еще меньше, чем предыдущий, в 1901 году продав владение ставропольскому купцу из дербентских армян Арутюну Макаровичу Попову.
Тот также решил реконструировать дом под себя. Хотя на сей раз обошлись лишь переоформлением интерьеров, за что отвечал русский неклассный художник архитектуры Владимир Морицевич Маят, мастер модерна и неоклассицизма, в советские годы переключившийся на веяния конструктивизма.
(9 фото)
И так получилось, что Попов из всех владельцев дома прожил в нем дольше всех, вплоть до 1917 года.
Затем особняк национализировали и передали германскому Красному Кресту, а в 1930-х – под квартиры сотрудников немецкого посольства.
Сегодня же в нем размещается посольство Нидерландов.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.
Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал. Не забудьте рассказать об этой страничке вашим друзьям. И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!