WaterSnake Geo-Spot: Лодочный электромотор-электроякорь с GPS. Результаты первых двух месяцев эксплуатации электроякоря. Рассказываю и показываю (не хвастаюсь, а делюсь впечатлениями ))).
Статья не короткая и не развлекательная. Постарался пояснить всё самое необходимое — для тех, кто раздумывает:
Нужен ли ему носовой электромотор с GPS (с функцией якоря). А если нужен, то какой? И какой аккумулятор лучше для такого "электроякоря"?..
Так что, если Вы не интересуетесь лодками и электромоторами для них — можете смело закрывать страницу и не тратить время. А те, кому это интересно — заваривайте чай и приготовьтесь потратить 5 минут вашего времени...
В этой статье будет:
1. Зачем нужен лодочный электромотор. Для какой лодки, для каких целей и водоёмов.
2. Что умеет делать такой электромотор.
3. Какую модель выбрал я — и почему.
4. Какой аккумулятор лучше подходит для лодочного электромотора.
5. Какое быстросъёмное крепление выбрал я.
6. Дополнительное крепление штанги мотора: Надо ли? Какое выбрал?
Отвечаю по пунктам:
1. Зачем нужен такой мотор?
Нет. Электромотор с функцией якоря (как и электролебёдка) нужен не тем, кому просто лень поднять якорь руками (как мне казалось раньше, пока не испытал его).
Эта умная штука умеет делать много полезных дел (они перечислены во втором пункте).
Я поставил его на лодку "Крым" (советская алюминиевая классика 4,2 метра длиной). Но и на ПВХ лодки такие моторы легко устанавливаются.
В магазинах, сейчас, продают много разных крепежей для носового электромотора (от простых до навороченных — от металла до пластика).
Доночникам такой мотор принесёт мало пользы. Если весь день стоишь на якоре (а от берега-до берега идёшь на основном моторе) — такой электроякорь просто ни к чему. Им достаточно опустить обычный якорь (лучше два) и ловить леща, наслаждаясь рыбалкой.
А вот спиннингистам, которые часто переставляются с одной точки на другую (или для троллинга) — электромотор с GPS и якорем будет хорошим (и почти бесшумным) помощником. Мне для спиннинга, потому и взял.
2. Что умеет делать такой электромотор-электроякорь?
Лучше всего, открыть инструкцию от производителя (там всё чётко, русским по белому указано). Я напишу здесь коротко (самое основное, простыми словами):
Функции электромотора WaterSnake Geo-Spot:
- Режим "якорь" активируется одной кнопкой. Мотор держит лодку на одном месте. Поворачивается, увеличивает или снижает обороты винта (в зависимости от силы течения и ветра). Ориентируется по GPS сигналам спутников.
- Если надо, то нажатием кнопки (вправо-влево-вперёд или назад) лодка смещается на метр — и сразу встаёт на "якорь" там. Но это работает только, если вы установили "электрокомпас" (продают там же, где и мотор — он может входить или не входить в комплект).
- Режим "движения". Ну, тут всё просто: Кнопками "вправо-влево" плавно поворачиваем. Скорость винта (их 10) меняется так же, кнопками (одно нажатие "вперёд или назад" — снижаем или увеличиваем скорость).
- Во время длинного перехода лодку может слегка отклонять от заданного маршрута (как и на основном моторе). Чтобы не "подруливать", можно просто зафиксировать направление, нажатием кнопки "пилот" (автопилот) и отложить пульт в сторону. Мотор будет сам корректировать направление, чётко на заданную точку (завтра опубликую видео об этом — и добавлю сюда).
- Режим "круизконтроль" поддерживает одну скорость (относительно земли). Меняющаяся сила течения или ветра не изменят скорость вашего движения.
- Режим "навигация" (сохранение маршрута и точек). Можно запомнить до 16 точек. Мотор сможет вернуться к любой из них и автоматически встать на якорь — на любой из этих, заранее сохранённых точках (если расстояние до этой точки не более 1 км.).
- Так же, можно записать маршрут (до 16 разных треков) — и двигаться по нему с выбранной скоростью (удобно для троллинга). Длина записанного трека до 5 км. Дошёл до конца маршрута, ткнул один раз кнопку (если надо) — и лодка пойдёт обратно (в начальную точку этого маршрута).
- Важно не забыть, что ты не в такси! Двигаясь "на автомате", контролировать обстановку впереди по курсу (чтобы не переехать случайную баржу с песком или катер ГИМС).
Управлять этим электромотором можно: С помощью беспроводного пульта или педалью. У меня есть и педаль (у неё есть свои преимущества), но пока пользовался только пультом.
3. Почему выбрал именно WaterSnake Geo-Spot
Тут всё просто: "Цена-качество" плюс многолетняя репутация. Слишком дорогие "американцы": MotorGuide и Minn Kota даже не рассматривал (нефть на огороде пока не нашёл).
4. Какой аккумулятор лучше?
Аккумулятор для лодочного электромотора нужен тяговый (не стартерный). Извините, что прописные истины сообщаю — но, статью пишу и для самых начинающих (в том числе).
Аккумуляторы глубокого разряда (тяговые) длительно могут выдавать устойчивый поток энергии низкого тока (в отличие от стартерного).
Они не боятся глубокого разряда, не имеют эффекта памяти.
Стартерный (автомобильный) аккумулятор быстро "погибнет" в таких условиях. И может создавать скачки тока (опасные для электромотора). Вначале я использовал свой пятилетний AGM на 95 Ah. Классная вещь, кстати!
Но потом заменил его на более подходящий (покажу ниже).
Ещё, лет 5-7 назад, в качестве тяговых АКБ для лодочных электромоторов у всех были гелевые или AGM аккумуляторы. Сейчас массово используют более эффективные LiFePo4 (литий-феррум-фосфатные) батареи.
На фото выше, мой новый LiFePo4 аккумулятор ёмкостью 120 Ah. Раньше использовал бошевский AGM аккумулятор на 95 Ah.
Есть и более простые варианты, упакованные в классическую аккумуляторную коробку, как на фото ниже (будет дешевле тысячи на 4-5).
Чемоданчике с удобной ручкой и разными вариантами выходов — просто удобнее. Если использовать его в путешествиях: Для питания холодильника, освещения лагеря (во время коллективных выездов на природу), для зарядки гаджетов.
Внутри моего чемоданчика,
как и внутри классической "коробки", находится блок из четырёх LiFePo-батарей (соединённых алюминиевыми шинами) и BMS плата с функцией балансировки (на фото ниже, она слева). Хотя, балансиры могут быть установлены и отдельно.
Для чего нужна BMS плата в аккумуляторе:
- контроль напряжения каждого элемента в аккумуляторной сборке;
- не допускает перезаряда и критического разряда АКБ. Прерывает процесс зарядки, если напряжение превысило 3,65 В на один элемент — и выключает нагрузку, если напряжение в любом из элементов упало ниже 2,7 В;
- обеспечивает безопасное подключение и отключение нагрузки;
- отключает нагрузку, если сила тока превышает допустимую;
- обеспечивает защиту от КЗ;
- балансирует, выравнивает уровень заряда (напряжение) ячеек в аккумуляторной сборке во время заряда и разряда.
- BMS плата может быть обычной или Smart BMS (c Bluetooth) — чтобы вы могли контролировать работу аккумулятора со своего смартфона.
5. Как устанавливать такой эл.мотор на лодку:
Есть два варианта установки таких (носовых) лодочных электромоторов. Первый, это просто наглухо прикрутить его к лодке (так почти никто не делает). Второй вариант — использовать быстросъёмную площадку (снять, если не нужен сегодня и поставить мотор можно за пару секунд).
Тут тоже два путя два варианта: Алюминиевая площадка (на фото слева) и пластиковая (нейлоновая) площадка (справа).
Принцип работы обеих "быстросъёмов" почти одинаковый: Внешняя часть крепится к электромотору, а внутренняя к лодке. Считаю, что он удобнее.
Ниже короткое видео для иллюстрации (как устанавливается мотор на лодку). По надёжности, ничем не уступает алюминиевой площадке.
6. Фиксация штанги и "головы" эл.мотора.
Во время переходов на основном двигателе — фиксировать "голову" эл.мотора надо обязательно (почему, поясню в короткой видео-иллюстрации ниже). Я сделал так:
Производители не комплектуют электромоторы таким креплением, потому, что лодки у всех разные — крепление надо подбирать индивидуально. Сначала я поставил не очень удобны вариант зажима штанги (виде ниже всё объясняет). Затем заменил на более подходящий.
Внизу - небольшое видео: Как этот электромотор-электроякорь сам удерживает заданное направление движения. Нажал одну кнопку и сиди, пей чай...
Буду продолжать рассказывать (и показывать) этапы освоения этого носового электромотора (с GPS).
Ссылки на канал "Лодочник" на: RuTube (ссылка), Telegram (ссылка), Одноклассники (ссылка). ВКонтакте (ссылка).