Щебень в котором лежит рельсошпальная решетка обязан быть чистым, ведь помимо амортизирующей и распределяющей давление функции, щебень выполняет функцию дренажа - отвода поверхностных вод от рельсошпальной решетки. Но дренажная функция отключится, если щебень засорится мелкими частицами, которые будут задерживать воду в балластной (щебеночной) призме.
Какие размеры у мусорных частиц?
Мусорные частицы называют загрязнителями балласта. Чем меньше частицы, тем хуже. Не зря давным-давно в России вместо щебня укладывался песок именно крупной фракции. Мелкая фракция была запрещена.
На путевой щебень есть свой ГОСТ 7392-2014, который обязывает, например, для щебня первой категории укладывать фракцию 30-60 мм. Ниже приведена таблица из данного нормативного документа.
Из этой таблицы следует, что если на пути лежит щебень первой категории, то все частицы размерами 25 мм и меньше являются в нём мусором - то есть засорителем.
Чудо машины по очистке от загрязнителей
Обычно полная очистка путевого щебня или даже его замена проводится во время капитальных или средних ремонтных работ специальными путевыми машинами. Более подробно про ремонты вы можете узнать в этой статье.
Машины по очистке называют щебнеочистительными машинами. На данный момент существует большое количество выпущенных моделей. Например: ЩОМ-Д, ЩОМ-4, ЩОМ-4М, ЩОМ-ДО, БМС, УМ-М, УМ-С, ЩОМ-6Р, МВБ-150, RM-80 UHR, СЧ-601, СЧ-700, СЧУ-800М, ЩОМ-6БМ, ЩОМ-6У, СЧ-1200, ЩОМ-1200, ЩОМ-1200ПУ и многие другие. Каждая машина обладает своими характеристиками и принципом работы.
Какие-то из них более старые, какие-то менее старые. Какие-то предназначены для неглубокой очистки, какие-то для глубокой. Но зато их объединяет механический способ очистки.
Механический способ очистки
Когда я впервые услышал, что щебень на железной дороге чистят, то я сразу подумал про промывку камней с каким-нибудь дорогим шампунем. Но всё оказалось не так. Засорители удаляются механически, с помощью просеивания через сито. Ниже приведена простая и понятная схема механического просеивания из учебника по путевым машинам. Всё что прошло через самое последнее мелкое сито является мусором, а то что осталось на всех ситах является чистым щебнем.
Такая система из нескольких ярусов сит называется вибрационным грохотом
Таким методом и очищается щебень на железной дороге. Машина после отделения засорителя от щебня, транспортирует весь мусор и выгружает его в специальный вагон или на обочину земляного полотна, в зависимости от модели машины. Старенькие машины вообще выгружали мусор на откосы земляного полотна. А чистый щебень возвращается на железнодорожный путь