Собор, о котором я вам сегодня хочу рассказать, находится в Мирожском мужском монастыре. Монастырь был основан в 12 веке на месте, где в реку Великую впадает небольшая речка Мирожа.
Монастырь располагался за стенами Псковского Кремля, на противоположной стороне реки, поэтому он неоднократно разорялся при вражеских набегах. Немецкие рыцари захватывали его в 13 и 14 веке, а в 16 веке сами псковичи сожгли всё вокруг него, готовясь к осаде - приближались войска польского короля Стефана Батория. Король повелел поставить пушки на колокольню и обстреливать каменными ядрами Покровскую башню. А ответный огонь псковичей разрушил многие постройки монастыря.
Спасо-Преображенский собор сохранился до наших дней. Сейчас в нём музей, в который можно попасть только в дни, когда стоит сухая погода. В дождь и зимой в него зайти нельзя, чтобы не повредить находящиеся в нём уникальные фрески.
Собор был построен в форме равноконечного креста, как строили в Византии. Но для северных земель этот вариант был не самым подходящим, и очень быстро псковичи начали его перестраивать. Кровлю заменили на гладкую, скатную. Над пониженными помещениями надстроили второй этаж. Поскольку крыша приподнялась, форму купола тоже изменили. Изначально она была шлемовидной, а стала луковичной. С восточной стороны, с реки, собор остался таким, как задумывался. А вот с западной он утратил форму креста.
Постройка собора велась из чередующихся слоёв плинфы и известняка. Плинфа - это крупный обожжённый кирпич, технология производства которого была получена от византийских мастеров.
В 16 веке был достроен притвор с западной стороны. На стенах видны голубые полосы - это отмечен уровень, по который весной вода заливала собор. Одна надпись содержит дату - 16 апреля 1969 г. Это был последний раз, когда вода стояла в соборе - после него на реке Мироже наконец была построена дамба.
Те, кто смотрели видео внутреннего убранства собора, которое я выкладывала, наверное, заметили, что сохранились только фрески на сводах, а внизу их практически нет. Причиной была вода, которая каждый год заливала помещение. Очень печально, что часть такого потрясающего наследия не сохранилась.
Собор был построен по приказу Новгородского и Псковского Владыки Нифонта. Он был греком по происхождению. Роспись внутри собора должна была объяснять любому вошедшему (а большинство населения на тот момент было, конечно, неграмотным) сюжеты из Священного Писания. Считается, что главой артели был греческий мастер, а помогали ему местные, псковские мастера. Основная мысль, изображённая на фресках - это единство двух сущностей Христа, божественной и человеческой, и жертва, которую он принёс во имя нашего спасения.
Роспись представлена циклами. В верхнем ряду это христианские праздники, ниже сцены, рассказывающие о том, что предшествовало распятию и последовало за ним. Третий ярус - сцены чудес Христа. Также на фресках присутствуют многочисленные фигуры святых.
Отлично сохранились фрески центральной апсиды. Её главным образом является Деисус. Деисус — это икона, в центре которой находится Иисус Христос. В переводе с греческого это значит преклонение. Христос сидит на золотом престоле, а с двух сторон к нему склоняются Богоматерь и Иоанн Предтеча. Белый плат на престоле символизирует то, что Спаситель не только грядущий Судья наших поступков, но и Страстотерпец, пострадавший за нас.
Неизвестно, кто в 17 веке приказал забелить старинные фрески, но именно благодаря этому мы имеем возможность сейчас увидеть то, что создавали мастера более чем 800 лет назад. В 1858 году они были найдены при восстановлении собора после очередного наводнения. Реставрацией руководил археолог и историк искусств В.В. Суслов. Однако его работа не понравилась духовенству монастыря, и для «восстановления» фресок была нанята артель владимирских иконописцев, которая по указанию и переписала фрески "в древнем стиле". Хорошо, что сейчас есть возможность удалить более поздние слои, не повредив того, что был изначально. "Реставрация" снята, но до сих пор не везде.
И все же как удивительно, что можно зайти в храм и увидеть это бесценное сокровище, ведь фрески собора по своей площади и сохранности не имеют аналогов во всём мире. Мастерам, когда-то создавшим эту красоту, можно только позавидовать. Они победили в схватке с вечностью. Пусть их имена не сохранила история, но сделанное их руками пережило века.