Эта летопись была начата Романом Бурановым примерно 12-14 лет назад. Это была одна из первых попыток структурировать историю рязанского троллейбуса. Последнее её обновление на странице Романа в ЖЖ была в 2019 году. С тех пор было немало событий, а кроме того, удалось достать ещё некоторое количество исторических данных. И чтобы это не потерялось, с согласия Романа было решено её опубликовать тут, со всеми дополнениями.
40-е (строительство первой линии)
25 мая 1949 – Подписано распоряжение Совета Министров СССР о строительстве троллейбусной системы в городе Рязани
июнь 1949 – Начало строительства первой троллейбусной линии
6 ноября 1949 – Первая техническая обкатка линии
12 ноября 1949 – Открытие регулярного движения по маршруту «Рязань-2 – Ямская застава»
13 ноября 1949 – Торжественный митинг
50-е
июль 1950 – Рязанским троллейбусом перевезён первый миллион пассажиров
1 сентября 1950 – Открыт участок к Ламповому заводу (конечная "Куйбышевское шоссе")
31 декабря 1950 – Сдана линия к пос. Дягилево. Открыт второй маршрут: «Пл. Советская – Пос. Дягилево»
18 ноября 1951 – Открыта линия по ул. Дзержинского к б-це им. Семашко. Пуск 3-го маршрута.
ноябрь 1951 – Ввод нумерации для маршрутов:
№1 Рязань-2 – Куйбышевское шоссе
№2 Советская (Соборная) пл. – пос. Дягилево
№3 Советская пл. – б-ца Семашко
19 марта 1952 – Открыт маршрут №4: «Рязань-1 – Ямская пл. (соврем. Театральная)» вместе с линией до вокзала Рязань-1.
10 декабря 1953 – Открыта линия по ул. Чкалова до рабочего посёлка Дашки. Пуск маршрута №5: «пос.Дашки (соврем. Октябрьский городок) - Ламповый завод (Куйбышевское шоссе)»
10 декабря 1953 – Изменение 1-го и 4-го маршрутов. Маршрут №1 стал: «Рязань-2 - Ямская пл.», Маршрут №4 стал: «Рязань-1 - Ламповый завод»
30 декабря 1953 – Открыт участок 5-го маршрута к заводу САМ по ул. Ряжской (соврем. Есенина). Маршрут №5 стал: «пос.Дашки - ул.Павлова (соврем. перекрёсток ул. Есенина и ул. Маяковского)». Возможно, туда же вскоре был продлён маршрут №3 (б-ца Семашко - ул. Павлова).
Замечание: на данный момент официальных сведений о перенаправлении маршрута № 3 до ул. Павлова нет, однако есть фото троллейбуса с подтверждающей это маршрутной табличкой (см. иллюстрацию к части "50-е"). Улица Павлова тогда - это участок соврем. ул. Маяковского!
23 мая 1954 – Открыта линия по ул. Свободы к Пристани с промежуточным кольцом на пл. Свободы. прим. - пока нет достоверных данных, о том какой маршрут там пошёл: 1,3 или 4 (вероятнее всего №1)
весна 1955 – Продолжение линии от Пристани к плашкоутному мосту (нынешняя конечная заказного автобуса «Ореховое озеро»)
24 октября 1956 – Открыта линия по ул. Большой (соврем. Гагарина). Пуск маршрута №6: «Куйбышевское ш. (Ламповый завод) - Радиоинститут».
1 февраля 1957 – Переход на новую схему движения маршрутов. Стало:
№1 «Пл. Свободы - пос. Дягилево»,
№2 «Пл.Советская - пос. Дягилево»,
№3 «Куйбышевское шоссе - Б-ца им. Семашко»,
№4 «Лесопарк - Рязань-1»,
№5 «ул.Павлова - пос.Дашки»,
№6 «Куйбышевское ш. - Радиоинститут»
апрель 1957 – Предложение о введении единого тарифа на проезд.
9 июля 1957 – Открыт маршрут №7: «Куйбышевское ш. - Пристань - Лесопарк» по новой линии через Дворец Пионеров и ул. Грибоедова
28 сентября 1957 – Открыто движение по ул. Вокзальной. Пуск маршрута №8: «Рязань-2 – Пристань» через вокзал Рязань-1.
май 1958 – Построено Депо-1 (с перерывами стройка велась фактически с 1949 года)
9 августа 1958 – Открыта линия по ул. Липецкой (соврем. Маяковского) до завода САМ. Пуск полукольцевых маршрутов №2 и №5 «пос.Дашки - ул.Павлова» (в начале 1960-х Т2 по наружнему, Т5 по внутреннему)
1958 – Появление т.н. «фестивальной» окраски троллейбусов. До этого МТБ-82 красились по стандартной схеме: синий низ, жёлтый верх
27 июля 1959 – Сдан участок до Нового рынка (соврем. пл. Попова). Продление туда 8-ки: «Рязань-2 - Новый рынок»
60-е
сентябрь 1960 – Изменение в схеме движения. Временное закрытие (около полугода) половины троллейбусных маршрутов, в связи с реконструкцией Ямской пл. в Театральную. Строительство «временной» троллейбусной линии по ул. Новой и Горького до ул. Есенина (линия действует и по сей день).
27 ноября 1960 – Продолжение 6-ки до ул. Гоголя: «Куйбышевское ш. - Горроща», разделение маршрута на № 6к (Куйбышевское ш. – Горроща) и № 6с (Куйбышевское ш. – Радиоинститут).
1960-1963 – Падение мощностей на тяговых подстанциях, связанное с увеличением числа троллейбусов и протяжённостью новых линий
лето 1961 – В Рязань поступили первые ЗиУ-5
1 сентября 1961 – стоимость проезда 4 копейки
осень 1961 – Обустройство разворотного круга «РТС» (современная остановка «Университет МВД»). Продление к РТС четвёрки. Пуск маршрута №9 «РТС - ул. Полетаева». прим. - иногда в газетах 60-х гг. конечной для 9-ки называется Горроща
март-июнь 1962 – Запуск троллейбусной линии по ул. Братиславской от ул. Островского до ул. Гагарина. Линия по ул. Полетаева и Гагарина от Полетаева до Братиславской в сторону центра демонтирована. Троллейбус № 6к (и 9?) запущен по Братиславской вместо Полетаева в сторону центра.
10 июля 1963 – Открытие линии к Станкозаводу по Приокскому посёлку. Пуск 10-го маршрута: «Пл. Свободы - Станкозавод»
осень 1963 – Пересмотр 9-го маршрута. Он продлён в Приокский посёлок: «Станкозавод - ул. Полетаева»
30 декабря 1963 – Продление 9-ки до завода ТКПО: «ТКПО - ул. Полетаева»
3 января 1964 – Пересмотр 2-го, 8-го и 10-го маршрутов. Стало: №2 полукольцевой «пос.Дашки - ул.Павлова», но теперь через Рязань-1, №8 «Пл. Попова - Станкозавод», №10 - отменён
17 сентября 1964 – Открыто движение через новый путепровод от завода САМ до б-цы им. Семашко. Коренное изменение маршрутной схемы в городе. Стало: №2 перестаёт быть полукольцевым и теперь проходит мимо Рязани-1 и по ул.Маяковского в обоих направлениях: «пос. Дашки - завод САМ (бывш. ул. Павлова)» №3 «Горроща - Лесопарк», №4 «Завод силикатного кирпича(соврем. круг у з-да „Красное знамя“, в конце 60-х иногда называется «Мехзавод») - Куйбышевское ш.», №5 «пос. Дашки - ул. Полетаева» (через центр и ул. Есенина), №10 «Куйбышевское ш. - Горроща» (этот маршрут через ул. Есенина проработал около 3-х лет). Вероятно, маршрут №6с отменён.
18 апреля 1966 – Маршрут №1 сокращён до Советской площади (позднее снова продлён до площади Свободы)
1966 – Списаны первые МТБ-82
декабрь 1967 – Открыта линия от трамвайного круга в Горроще до ул. Чкалова. 5-й маршрут стал кольцевым с конечной станцией «Б-ца им. Семашко». Движение было организовано по внешнему и внутреннему кольцу.
1969 – Построено Депо-2 (начало строительства – 1964 год)
1969 – Введён маршрут №4: «Комбайновый завод – Завод силикатного кирпича», через Приокский посёлок
осень 1969 – Открыта линия в микрорайон Московский. Сюда организован маршрут №10: «Советская пл. — ул. Юбилейная»
70-е
январь 1970 – Введён маршрут №11: «пос. Дашки – Театральная пл.», через Радиоинститут и завод САМ. Возможно, чуть позже (февраль 1970) продлён до Куйбышевского шоссе.
1970 – отменены маршруты № 4 и 11.
ноябрь 1970 – Продлена линия до авиаремонтного завода. Маршрут №1 стал «пл. Советская - ул. Забайкальская», маршрут №10 – «пл. Свободы – ул. Юбилейная»
28 февраля 1972 – 2 троллейбус пущен по ул. Маяковского и Есенина до Театральной пл., запущены спецрейсы под вечерний экспресс с Рязани-1 в Горрощу.
Примечание: какое-то время в конце 60-х линия по улице Вокзальной была только по направлению из центра?
октябрь 1972 – Получена первая партия ЗиУ-9Б (ЗиУ-682Б).
1972 – 4-й маршрут пущен с Московского до промзоны Приокского посёлка
23 ноября 1972 – На Московском открыт дополнительный «пиковый» 11-й маршрут: «ул. Юбилейная - пл. Победы»
27 февраля 1973 – Сдана линия по ул. Халтурина, соединившая Горрощу и Куйбышевское шоссе. Открыт 12-й маршрут «ул. Полетаева - завод Рязцветмет»
6 августа 1973 – Открыт 13-й маршрут: «завод Рязцветмет – пл. Ленина»
1 сентября 1973 – Открыта односторонняя линия от ул. Великанова по ул. Юбилейной, Крупской, Народной бульвару. Маршрут № 11 продлён в микрорайоне Московское ш. до ул. Крупской: «ул. Крупской - пл. Победы»
декабрь 1973 – 11-й продлён в Горрощу: «ул. Крупской - ул. Полетаева»
1973 – Списан последний МТБ-82
1 ноября 1974 – Завершено масштабное строительство линий в Дашково-Песочню по ул. Горького, ул. Новой и от мясокомбината по Касимовскому шоссе. Пуск 14-го маршрута «пл. Ленина - ул. Новосёлов» и продление 3-ки «ЦПКиО - ул. Новосёлов».
15 марта 1975 – В Дашково-Песочню пущен дополнительный 15-й маршрут: «пл. Свободы - ул. Новосёлов». Маршрут №3 стал проходить через Театральную пл. и ул. Есенина.
31 октября 1975 – Открыта линия, соединившая микрорайон Канищево с заводом ТКПО и пос. Приокский. Здесь организовано встречно-кольцевое движение маршрута №8 и нового 16-го маршрута (Т8 по внутреннему кольцу, Т16 по наружному + в часы пик заезд к Комбайновому заводу для обоих маршрутов). Далее оба маршрута шли к Мясокомбинату и пл. Попова.
Примечание: дата отказа от полукольцевых маршрутов неизвестна. Вместе с отказом от полуколец маршрут № 16 был сокращён до Советской площади.
1977 – Открыта конечная станция «ул. Крупской», а линии по ул. Великанова и Юбилейной стали двухсторонними. Маршрут № 10 продлён до ул. Крупской и пущен по ул. Великанова в обе стороны.
осень 1977 – В связи со сдачей путепровода, открыто прямое движение по Куйбышевскому шоссе в сторону Театральной площади маршрутов №№ 7, 12, 13. Линия, проходившая по Шлаковому посёлку, разобрана.
2 ноября 1977 – Открыта линия по ул. Крупской через Мервино. Пуск 17-го маршрута «Ул. Крупской - пл. Свободы»
15 декабря 1977 – Открыто спрямление от ул. Дзержинского к остановке «Спортивная». Старая трасса в районе б-цы им. Семашко закрыта вместе с разворотным кругом, где до последнего была диспетчерская маршрута №5.
осень 1978 – в Дашково-Песочне линия продлена от круга «ул. Новосёлов» к 11-й больнице
80-е
октябрь 1980 – Маршрут №16 пущен до площади Мичурина вместо Советской пл.
1981 – Открыт вспомогательный 18-й маршрут.
1982 – в Дашково-Песочне линия продлена к Шереметьево. Открыт разворотный круг «ул.Строителей», запущен маршрут № 5А (Театральная пл. – ул. Строителей)
1983 (или в 1985) – маршрут №15 прекращает работу на постоянной основе. Затем несколько лет он работал только в летнее время по маршруту «Дашково-Песочня – Лесопарк».
1984 (или в 1985) – Списан последний ЗиУ-5
1 ноября 1984 – Троллейбус №2 запущен от Октябрьского городка в Дашково-Песочню
1985 – Начато строительство троллейбусного депо №3 (предполагалось завершить за 3 года).
1 апреля 1988 – Возобновлена работа троллейбуса №15 в часы пик по трассе: Шереметьево – ул. Строителей. Примерно в это же время разворотный круг «ул. Строителей» становится конечной станцией.
1988 – Многочисленные временные изменения в схеме движения, в связи с ремонтом ливнёвой канализации
конец 80-х – Первая реклама на троллейбусах: «Телевизоры Сапфир»
90-е
11 ноября 1990 – с целью улучшения работы городского транспорта стоимость проезда во всём транспорте становится 5 копеек (утверждено постановлением горсовета, но возможно так и не реализовано).
1990-1991 – Закрыто несколько маршрутов (в т.ч. 7, 11, 15, 18). Маршрут №6 продлён до завода Рязцветмет в связи с закрытием конечной "Куйбышевское шоссе" из-за строительства проезда Яблочкова.
Примечание: маршрут №7 закрыт прибл. в начале 1992 года
1 декабря 1991 – сокращение маршрутов 5 и 16. 5-й раскольцован и ходит от кинотеатра «Ока» до площади Победы через улицу Строителей, 16-й – от комбайнового завода до пл. Победы. Также отменён ряд остановок.
2 января 1992 – стоимость проезда повышена до 20 копеек
1992 – Самая крупная закупка троллейбусов – 125 шт. Полностью ввод в эксплуатацию машин из этой партии закончился лишь в 1995 году. Восстановление большей части отменённых в 1991 году остановок.
Лето-осень 1992 – 5 троллейбус снова стал кольцевым
5 декабря 1992 – возвращён троллейбус №15 от Шереметьево до памятника Полетаеву
Декабрь 1992 – троллейбус №16 снова ходит до пл. Мичурина
28 декабря 1992 – троллейбус №2 пущен по ул. Советской армии и Зубковой до депо №3
1993 – Открыто Депо-3 (строительство начато в 1985 году).
1993 – возвращены маршруты №№4 и 18
Февраль 1993 – Поступили пять сочленённых ЗиУ-683Б.
1994-1995 – Изменения в движении маршрутов, связанные с ремонтами теплотрасс и т.п. В т.ч. временные разрывы кольцевого движения 5-ки и связанные с этим строительства разворотных колец «Рязань-2» и «Роддом №2».
1995 – Открыто спрямление служебной линии в Депо-2 – от путепровода к пр. Шабулина
5 июня 1996 – Акция протеста работников УРТ против катастрофического положения муниципального транспорта, в т.ч. по невыплатам и задержкам зарплат.
Прибл. 1998 – Отключение диспетчерской станции «Комбайновый завод». Наиболее вероятная причина – проблема с отоплением, которое зависело от обанкротившегося Комбайнового завода. Маршрут №9 продлён до ул. Строителей, №16 делает часть рейсов до Телезавода.
Ноябрь 1999 – 50 лет рязанскому троллейбусу. Создана экспозиция на тему истории троллейбусного движения и буклет о работе МП УРТ.
2000-е
начало 2000-х – Энергокризис. Веерные отключения электричества из-за долгов предприятия
2002 (либо январь 2003) – Упразднены 4 и 18 маршруты
2003 – В город поступили 15 троллейбусов ВЗТМ-5284 и 2 – ЗиУ-682Г0Р. Самая крупная закупка с 1992 года
Прибл. 2004 – Возвращение в работу диспетчерской станции «Комбайновый завод». Маршрут №9 снова укорочен до ЦПКиО.
2006 – Попытка Правительства области взять городской транспорт под свой контроль. Выход на линию транспорта областного перевозчика – «Рязанский транспортный комплекс». Принадлежавший им троллейбус ходил по 3-му, а автобус – по 4-му маршрутам. Из-за споров с городскими властями и из-за споров о компенсации льгот РТК прекратил работу, реформа прекращена. Троллейбус передан городу, автобус продан РПАП-3.
февраль 2007 – В состав УРТ передано предприятие ЗАО «Рязанский Трамвай». УРТ переименован в ТТУ (Троллейбусно-Трамвайное Управление)
2007 – Окончательно выбран единый стиль окраски троллейбусов (кроме оснащённых рекламными плакатами) – тот самый жёлто-коричневый цвет (нечто близкое по каталогу RAL к 1012), который призван обеспечить безопасность движения.
2008-2009 – За эти два года закуплено 23 машины, в т.ч. 13 из них в новом кузове «Слобода». В планах на 2010 год покупка ещё 10 троллейбусов. С 2008 г. вновь регулярно проводятся конкурсы профмастерства среди водителей. Появились неофициальные сайты и странички в интернете, посвящённые Рязанскому троллейбусу, круг пользователей которых растёт.
ноябрь 2009 – Управление Троллейбуса отметило своё 60-летие. Создан фильм о работе предприятия
10-е
18 января 2010 – Закрыт 14-й маршрут
15 апреля 2010 – Закрыто трамвайное движение. Трамвайные вагоны выставлены на продажу.
сентябрь 2010 – Все трамваи порезаны. МУП ТТУ снова переименовано в МУП УРТ.
19 декабря 2011 – Открытие новой линии от депо-2 в 3-й квартал Канищево по проезду Шабулина и ул. Интернациональной. Запуск двух новых маршрутов - №4 «Телезавод – ул. Крупской» и №18 «Телезавод – Соборная пл.»
16 февраля 2012 – 4 маршрут продлён до Комбайнового завода.
11 февраля 2013 – Закрыт 18 маршрут, 8-ка ходит до Телезавода через новую линию.
27 июля 2015 – Маршрут №8 продлён до Комбайнового завода. Закрыт диспетчерский пункт «Телезавод»
сентябрь 2015 – Начата передача троллейбусов из Депо-1 в Депо-2
1 октября 2015 – Маршрут №17 передан из Депо-1 в Депо-2
1 ноября 2015 – Маршрут №8 передан из Депо-1 в Депо-2, №12 - в Депо-3
1 декабря 2015 – Продлены маршруты №8 и №10. №8 стал: «Комбайновый завод - Депо 3», №10 «Ул. Крупской - Пл. Попова»
1 января 2016 – Маршрут №6 передан из Депо-1 в Депо-3
1 мая 2016 – Маршрут № 8 возвращается на улицы Приокского посёлка. Новый путь следования: Комбайновый завод — ул.Октябрьская — Таможня, далее к Депо-3 без изменений
26 июня 2016 – Маршрут № 5 передан из Депо-1 в Депо-3. Вместе с маршрутом передано 24 троллейбуса. Выпуск троллейбусов из Депо-1 не осуществляется. Официально консервация депо-1 объявлена в сентябре 2016.
1 сентября 2016 – Введена оплата проезда с помощью мобильного терминала кондуктора и билеты нового образца.
20 января 2017 – Маршрут № 17 изменил путь следования и стал ходить к заводу «Рязцветмет» вместо Театральной площади
24 января 2018 – Все 10 троллейбусов, переданных из Москвы в наш город в начале января, вышли на линии
23 марта 2018 – Начался демонтаж линии в Лесопарк.
11 апреля 2018 – Отставлен от эксплуатации первый «хвост» №3003, проработавший почти 25 лет. Теперь в городе осталось 5 сочленённых машин.
14 апреля 2018 – В порядке эксперимента маршруты №№4 и 6 будут работать по выходным без кондуктора. Оплата производится водителю.
22 мая 2018 – Стало известно о планах городских властей закрыть три «убыточных» маршрута: №№ 2, 6 и 15. Маршруты, тем не менее, продолжили работать.
25 июня 2018 – Закрывается диспетчерская «Октябрьский городок»
7 июля 2018 – По выходным и праздничным дням маршрут №2 будет работать без кондуктора
11 августа 2018 – Маршруты №№8 и 17 также переведены на бескондукторное обслуживание
1 февраля 2019 – Маршрут №12 продлён до Октябрьского городка
31 декабря 2019– Начало поступления 78 б/у троллейбусов из Москвы.
20-е
2020 – Отмена чёткого закрепления экипажей без кондукторов за маршрутами, теперь троллейбусы без кондукторов могут быть на любом.
25 сентября 2020 – Отмена маршрутов № 2 и 6.
15 октября 2020 – Массовые изменения маршрутов из-за строительства моста на ул. Ленина (продлилось до конца мая 2021).
Май 2021 – Построены новые повороты на перекрёстках ул. Ленина и Свободы, ул. Циолковского и Новой (изначально предполагалось их сделать к строительству моста на Ленина в октябре 2020).
28 июня 2021 – Запуск троллейбусного маршрута № 6 «пам. Полетаеву – Рязцветмет» с заездом на вокзал Рязань-2 через вокзал Рязань-1.
30 июня 2021 – Попытка провести проектирование линии до Новосёлов, 60 (тендер был отменён УРТ).
27 июля 2021 – Отмена маршрута № 6, запуск маршрута № 2 (Шереметьево – Рязань-2).
4 сентября 2021 – Отмена маршрута №8.
4 октября 2021 – Сокращение маршрута № 12 до памятника Полетаеву (№ 12 образца 1977 года)
12 ноября 2021 – Отмена маршрута №15.
24 мая 2022 – Последний день работы троллейбуса модели ЗиУ-683Б («гармошка», б/н 3002).
14 июля 2022 – Отмена маршрутов № 4 и 17.
25 июля – 10 августа 2022 – «Депогейт» (попытка облправительства подготовить закрытие депо-2 в рамках общего плана по ликвидации троллейбусного движения). Процесс завершился увольнением нескольких чиновников.
Сентябрь 2022 – На линию впервые с 2013 года вышли новые троллейбусы (ПКТС-6281 «Адмирал» в количестве 10 штук).
1 октября 2022 – Отмена маршрута №2, запуск маршрута №4 с работой в час пик.
Октябрь 2022 – На линию вышли 10 б/у троллейбусов из Санкт-Петербурга
30 декабря 2022 – На линию вышли троллейбусы МАЗ-203Т в количестве 10 штук с увеличенным автономным ходом (первые такого типа в городе).
Январь 2023 – Прекращение работы сочленённых троллейбусов в Рязани.
14 января 2023 – Запрет на размещение рекламы на кузовах транспорта МУП УРТ.
1-я половина 2023 – Серьёзные проблемы с состоянием контактной сети, регулярные её обрывы.
Август 2023 – Троллейбусы модели ЗиУ-682Г отставлены от эксплуатации (последним был №1065).
Сентябрь 2023 – Поступило ещё 23 б/у троллейбуса из Санкт-Петербурга.
Октябрь 2023-март 2024 – Первый этап ремонта контактной сети.
Декабрь 2023 – Поступило ещё 5 новых троллейбусов ПКТС-6281.
Изменение стоимости проезда
1950-е: 20 копеек базовая ставка (проезд одной остановки) + 10 копеек за каждый последующий километр.
1961 (деноминация): 4 копейки без привязки к расстоянию
11 ноября 1990 (?): 5 копеек
2 апреля 1991: 10 копеек
1 января 1992: 20 копеек
Весна 1992: 50 копеек
15 ноября 1992: 1 рубль
Март 1993: 2 рубля
15 июня 1993: 5 рублей
1 января 1994: 15 рублей
15 апреля 1994: 40 рублей
Август 1994: 100 рублей
Февраль 1995: 200 рублей
Июль 1995: 300 рублей
Ноябрь 1995: 500 рублей
Август 1996: 700 рублей
Январь 1998 (деноминация): 1 новый рубль / 1000 старых рублей
15 июня 2000: 2 рубля
Июль 2001: 3 рубля
15 сентября 2003: 4 рубля
Март 2006: 5 рублей
Январь 2007: 6 рублей
Май 2007: 8 рублей
Июль 2010: 10 рублей
Февраль 2011: 12 рублей
1 января 2013: 15 рублей
1 января 2015: 16 рублей
1 января 2016: 18 рублей
1 января 2017: 19 рублей
1 ноября 2017: 23 рубля
1 января 2022: 24/25 рублей (здесь и далее: безнал/нал)
1 января 2023: 25/27 рублей
1 января 2024: 27/29 рублей