Найти тему

Особенное швейцарское симметричное возвышение рельса 🛤️✨

Асиметричное возвышение (слева) и Симметричное возвышение (справа)
Асиметричное возвышение (слева) и Симметричное возвышение (справа)

Мало кто знает, что на Швейцарских федеральных железных дорогах применятся симметричное возвышение рельса в кривых участках пути (на поворотах).

Весь мир возвышает рельс относительно головки внутреннего рельса. Есть конечно редкие исключения, но в основном доминирует асимметричное возвышение. А вот в Швейцарии сделали выбор в пользу возвышения относительно центра колеи, то есть симметричного возвышения.

Асимметричный и симметричное возвышение рельса
Асимметричный и симметричное возвышение рельса

Швейцарцы сделали этот выбор для более плавного перераспределения нагрузок на рельсы, что впоследствии приводит к снижению динамического воздействие на путь. Но у этого способа есть и минусы.

При асимметричном возвышении внутренний рельс остается неподвижным, а поднимается только наружный. А вот при симметричном отводе внутренний рельс понижается и внешний рельс повышается. Такая конструкция сложнее и при устройстве, и про текущем содержании пути, и при проведении контроля.

Также существенном минусом является то, что при симметричном отводе уменьшается полезная толщина балласта под внутренним рельсом. Смотрите ниже схему.

Симметричное возвышение рельса
Симметричное возвышение рельса

Почему симметричный отвод лучше?

Симметричный отвод используют и в других странах, но в основном в тоннелях. Дело в том, что при доминирующем асимметричном отводе, высота на которую поднимается вагон во время наклона, будет в 2 раза больше, чем при симметричном отводе. Так что одним из плюсов симметричного отвода является уменьшение высоты подъема в 2 раза.

Применив симметричное возвышение швейцарцы создали более качественное плавное движение, так как при одновременном понижении внутреннего и повышении наружного рельса, появляющиеся на участках переходных кривых вертикальные ускорения взаимоуничтожаются. Мы говорили об этом в ролике про Супер модель МДКМ!

Скриншот из ролика про МДКМ
Скриншот из ролика про МДКМ

Симметричное возвышение является одним из 4 способов наклона кузова вагона в кривой. Про остальные способы вы можете узнать в этой статье.

Спасибо, что прочитали, ставьте лайки 👍 и подписывайтесь!