Мало кто знает, что на Швейцарских федеральных железных дорогах применятся симметричное возвышение рельса в кривых участках пути (на поворотах).
Весь мир возвышает рельс относительно головки внутреннего рельса. Есть конечно редкие исключения, но в основном доминирует асимметричное возвышение. А вот в Швейцарии сделали выбор в пользу возвышения относительно центра колеи, то есть симметричного возвышения.
Швейцарцы сделали этот выбор для более плавного перераспределения нагрузок на рельсы, что впоследствии приводит к снижению динамического воздействие на путь. Но у этого способа есть и минусы.
При асимметричном возвышении внутренний рельс остается неподвижным, а поднимается только наружный. А вот при симметричном отводе внутренний рельс понижается и внешний рельс повышается. Такая конструкция сложнее и при устройстве, и про текущем содержании пути, и при проведении контроля.
Также существенном минусом является то, что при симметричном отводе уменьшается полезная толщина балласта под внутренним рельсом. Смотрите ниже схему.
Почему симметричный отвод лучше?
Симметричный отвод используют и в других странах, но в основном в тоннелях. Дело в том, что при доминирующем асимметричном отводе, высота на которую поднимается вагон во время наклона, будет в 2 раза больше, чем при симметричном отводе. Так что одним из плюсов симметричного отвода является уменьшение высоты подъема в 2 раза.
Применив симметричное возвышение швейцарцы создали более качественное плавное движение, так как при одновременном понижении внутреннего и повышении наружного рельса, появляющиеся на участках переходных кривых вертикальные ускорения взаимоуничтожаются. Мы говорили об этом в ролике про Супер модель МДКМ!
Симметричное возвышение является одним из 4 способов наклона кузова вагона в кривой. Про остальные способы вы можете узнать в этой статье.