Найти тему

Подростки и гаджеты

Давно обещанная статья...

Подростки - не младшие школьники - им просто ограничить время или полностью запретить, как правило, не получится. А если получится - что-то с этим подростком не так.

😁 Или подростковый возраст еще не начался. Вернее, возраст начался, а подростковый кризис - нет. Он не у всех начинается в 13-14 лет. Некоторых "накрывает" значительно позже: может и в 18, и даже в 20 лет.

Так что не обольщайтесь. Если ваш подросток спокойно воспринимает ваше вмешательство в его дела - самые прелести еще впереди.

😉 Или вам достался "подарочный вариант" - тот редкий ребенок, который проходит подростковый кризис без острых проявлений, а вы - "подарочный" родитель, который сумел сохранить контакт с ребенком в самый сложный период.

😒 Или ваш подросток "закрылся" и предпочитает в открытую не конфликтовать: формально выполняет ваши требования, а в душе "копит обиды", а может, только делает вид, что выполняет - и у него есть варианты "обхода".

Подростки бывают очень хитрыми и "продвинутыми". Они могут обходить программные запреты, использовать гаджеты, которые хранятся у друзей, иметь несколько аккаунтов в соцсетях - один "образцово-показательный" для родителей, а другой для себя и настоящих друзей.

Почему для подростков гаджеты так важны? Вспоминаем опять про ведущий вид деятельности - для подростков это общение, социализация, причем общение и социализация именно в среде ровесников 👩‍❤‍👩👩‍❤‍👨👨‍❤‍👨💑.

То есть для подростков социальные сети (а с ними - и гаджеты) - способ социализации. Если тебя нет в популярных у подростка соцсетях (мессенджерах, чатах, группах и т.п.) - тебя нет. Ты исключен из общества. Ты становишься практически изгоем.

Второй важный фактор - игры. Для подростка важно - быть принятым в определенном сообществе. А для этого нужно быть "как все", чтобы тебя воспринимали "своим". Нужно играть (и успешно) в определенные игры, иметь определенные "регалии" в приложениях.

"Крутыми" (по-русски - популярными) становятся те, у кого много лайков, репостов, друзей на страничках.

Поэтому бессмысленно пытаться объяснить подростку весь вред экранов, коротких роликов, онлайн-игр. Если в значимой для подростка группе это важно - ваши слова будут восприняты, скорее всего, враждебно 😱.

Что же делать? Как ограничить вредное влияние гаджетов (а оно никуда не девается)?

Напомню, что использование гаджетов влияет не только на зрение (и здесь как раз можно договориться, приучить соблюдать простейшие требования). Но вот что делать с концентрацией внимания внимания? Что делать с примитивными интересами? С пропагандой ценностей, которые бы совсем не хотелось видеть у детей?

И здесь очень важно (причем лучше заранее, до подросткового возраста, пока родители еще являются для ребенка безусловным авторитетом):

⚡ мягко, но настойчиво формировать круг общения ребенка,

⚡ учить критически оценивать информацию,

⚡ расширять интересы в реальном мире.

Как это сделать? Есть несколько идей.

💥 Выбрать школу, куда сложно поступить. Школу со сложными экзаменами, причем не важно, государственную или частную. Работая с ребятами из таких школ, я убедилась, что там другая атмосфера, другие дети с совершенно другими ценностями. А ребенок с определенного возраста - плод не столько родительского воспитания, сколько влияния той социальной среды, где он проводит время.

💥 Плюс (или вместо, если невозможно сменить школу) использовать возможности дополнительного образования. Опыт показывает, что в музыкальных школах, художественных студиях, театральных объединениях, биостанциях и т.п. - царит часто атмосфера увлеченности, там формируются коллективы по интересам. Надо только заранее посмотреть, поспрашивать, чтобы выбрать правильного педагога.

💥 Любые форматы онлайн-занятий тоже не стоит сбрасывать со счетов. Индивидуальные уроки знакомят подростка со взрослым, который может стать значимым (тем более, что не является родителем или школьным учителем, и именно поэтому не вызывает отторжения), парные уроки, мини-группы - это еще и возможность приобрести новых друзей, расширить круг общения.

💥 Наконец, можно искать единомышленников среди других родителей - и организовывать совместные мероприятия, где ребятам будет интересно и полезно, знакомить детей с другим кругом, расширять их интересы.

Вот такие у меня идеи. Каюсь, не все мне удавалось реализовывать... Но двое из моих троих детей уже давно не подростки, а вполне успешные взрослые люди. Так что будем считать, что успешный опыт профилактики гаджетозависимости у меня имеется 😁.

А как вы относитесь к использованию гаджетов детьми и подростками? Пытаетесь ли бороться, ограничивать, запрещать?