Найти в Дзене
Дейли Днайв

О дискетах: 1,44 МБ - ни в чем себе не отказывай!

Оглавление

Кто-то называет их флоппи-дисками, кто-то зовет их дискетами. По сути, данные носители информации являлись нашими прото-флешками, вплоть до начала нулевых годов. Причем, сравнивать дискеты с CD-дисками не совсем корректно, потому что на последние, просто взять и что-то записать нельзя - нужно специально "жечь" на них данные, в то время как флоппи-диски позволяли свободно записывать на себя все, просто копируя информацию.

В 90-х, когда у меня впервые появился ПК, только через такие дискеты я мог устанавливать игры. Помните, был такой флоппи-дисковод на многих старых компьютерах. Выглядел он примерно как на этой картинке:

-2

Он был раза в три меньше чем CD-привод, и когда вы вставляли дискету, кнопка выдавалась чуть вперед, позволяя извлечь дискету обратно, при нажатии. При получении дискеты, дисковод очень забавно "кряхтел", а если вы вставили ее неудачно с первого раза, то кряхтел он еще более усердно, как бы намекая, что следует срочно извлечь флоппи-диск и повторить действие.

Я никак не мог понять, почему это штука называется дискета. Какая нафиг дискета - она же квадратная! Хитрость заключалась в том, что внешняя квадратная оболочка, являлась своего рода футляром для настоящего диска, который находился внутри. Если открыть железное окошечко, то мы могли этот гибкий пластиковый диск увидеть своими глазами. Ну, или если повернуть ее задом, и посмотреть на отверстия шпинделя (да, так он называется), то опять можно было увидеть фрагменты диска.

-3

На моей памяти, в основном мы пользовались дискетами фирмы Verbatim и TDK. Кстати, где они теперь? Я имею в виду эти компании. У меня даже была прозрачная пластиковая упаковка-пенал для хранения дискет - удобно, чтобы не разбрасывать их по дому.

-4

Отдельный кайф доставляла бумажная наклейка "для заметок", где можно своим корявым почерком подписать, что на этой дискете находится. Большой ошибкой было подписывать дискету ярким фломастером или гелевыми ручками, поскольку так надпись оставалась навсегда, а если вы вместо имеющегося X-COM, записывали туда, скажем, DOOM, то приходилось как-то изгаляться, чтобы подписать заново. Так что проще карандашом.

-5

У меня было всего две проблемы с дискетами.

Главное не размер, а то как ты умеешь его сжимать

Первая проблема заключалась в малом размере. 1,44 мегабайта, для 90-х, это очень мало. В начале 80-х, когда дискеты 3,5'' только появились, а программы были еще маленькими, данного размера хватало за глаза. Однако, с улучшением музыкальной составляющей, появлением видеороликов, и общего повышения качества игр, размер неумолимо рос. Вследствие этого, вопрос, как вмещать игры на столь малое количество места, встал ребром. Я с ужасом осознаю, как вообще можно было что-то вместить на первые версии 3,5-дискет, которые обладали объемом в 720 КБ? С другой стороны, рвал бы на себе волосы, если бы узнал, что в начале 90-х вышли дискеты с увеличенным объемом (2,88 МБ), а у меня их не было.

В общем, 1,44 МБ не достаточно для записи сколь-нибудь большой игры. Да, всякие Supaplex, CD-MAN, Simcity и прочие игрушки начала 90-х, конца 80-х, влезали без проблем, в чуть сжатом виде. Архивировать, сжимая все в один файл, к счастью, осуществить было просто. Однако, далеко не все игры, начала 90-х, занимали одну дискету. Например, той же Sid Meier's Civilization требовалось аж четыре дискеты! Не знаю, как там проходил процесс установки - сам такое не проверял, но подозреваю, что во время установки, необходимо было менять дискеты, по требованию программы.

-6

Как я получал большие игры на маленьких дискетах? Тут следует сказать, что игры на дискетах купить было негде, в то время (конец 90-х), потому что уже вовсю продавались CD-диски. Поэтому, игры я получал только от своего брата, который жил в другом городе - это происходило очень редко, где-то раз в год. Иногда он сам приезжал и привозил, иногда кто-то из родных, когда отправлялся в гости, возвращался с пачкой новых дисков.

Сейчас я попробую вкратце описать процесс этого "чудовищного" сжатия. Например, как-то брат мне передал, на нескольких дискетах, две крутейшие игры: Jagged Alliance и The Legend of Kyrandia. Это было просто нечто! Каждая игра оказалась сжата и порезана на несколько кусочков. Эти куски, порезанного архива, были расфасованы по нескольким дискетам. Далее их нужно было, по отдельности, скопировать и соединить обратно в один архив, как это делал робот T-1000, из к/ф "Терминатор 2: Судный день". Вот так и решалась проблема недостатка места на дискетах.

К сожалению, вторая проблема, оказавшаяся хуже этой, на корню убивала всю возможность играть в сжатые игры.

Реквием по играм

Увы, но файлы на флоппи-диске часто выходили из строя. Возможно даже слишком часто. И дело даже не в том, что диск ломался и не читался дисководом, нет, дело в том - что архив, который ты закидывал на дискету, "бился", и отказывался копироваться, выдавая ошибку.

Как сейчас помню свои эмоции, когда при копировании последнего куска сжатого Jagged Alliance, дисковод внезапно начинает подозрительно громко кряхтеть, полоска копирования замирает и выскакивает ошибка. Все. То же самое случилось и с Кирандией. Возможно, всему виной сильно порезанный архив, или то, что диск где-то частично повредился во время транспортировки, а может и вирус какой залетный оказался. Однако факт остается фактом - в две крутейшие игры, в то время, я так и не поиграл. Как знать, может быть, опробовав первый "Разрушенный Альянс" (P.S. читатель с ником Владислав С. порекомендовал назвать игру более подобающим образом - "Боевое Братство", так как дословно ее тяжело перевести), я бы сейчас стал фанатом серии и писал статьи только об этой игре.

-7

А вот одиночно сжатые игры, не порезанные по кусочкам, как правило, копировались и распаковывались без ошибок.

Три, пять и восемь

На дискетах мы записывали книги, какие-то мелкие программы, и брат даже умудрялся "засовывать" туда свои проекты из QBasic (или Turbo Pascal - уже не помню). Пользовались ими вплоть до появления CD-привода. А потом смысл в них отпал, когда мне привезли сборник "170 русских игр".

В углу флопика, была такая маленькая шторка, с которой я обычно любил играться: опускать и поднимать ее. Чуть позже брат мне сообщил, что это защита от записи. Яснее не стало, честно говоря. Если ты запрещаешь себе записывать что-либо на дискету, тогда зачем она нужна? Тем более, что защита-то механическая - кто угодно может ее снять. Фишка кроется, во-первых, в защите от дурака, чтобы ты сам случайно не смог удалить важные данные или отформатировать ее, а во-вторых, на защищенную таким образом дискету не позарятся вирусы. Так что, если вы любите безопасно вставлять и извлекать - используйте защиту от записи. Такая же функция присутствует и в современных флешках.

Размеры дискет
Размеры дискет

Много позже, когда я смотрел разные зарубежные ролики на игровую тематику, я узнал о существовании 5-дюймовых, гигантских дискет. Она была довольно гибкой, и ей можно было махать как веером. Правда объем еще более удручал: максимум 1,2 метра, а у первых версий, вообще память шла от 100 КБ. Но, еще раньше, существовал настоящий монстр - 8-дюймовая дискета, которой, в случае чего, уже можно было больно отхлестать своего обидчика по лицу. Соответственно, и дисковод для нее требовался подходящего размера.

Размеры дисководов
Размеры дисководов

Очень жаль, что мои дискеты потерялись во время переездов, и, надеюсь, хранятся где-нибудь в чулане, а не на помойке. Не то чтобы я горел желанием их запустить, но было бы интересно предоставить живые фотографии. Флоппи-диски представляют интерес в качестве исторического изучения игрового детства, и памятником того, сколько усилий мы прикладывали, чтобы поиграть в любимую игру и, как говорится: "Впихнуть невпихуемое".