Найти тему

ВПР по математике за шестой класс. Примеры решения типовых заданий. Задание №1. Варианты 1-5.

Оглавление

Вариант 1:

–12 + 35 – 41.

Решение:

Решить этот примеры нам поможет правило сложения чисел с разными знаками. В §34 7-го издания учебника по математике для 6-го класса авторов А. Г. Мерзляка, В. Б. Полонского и М. С. Якира под редакцией. В. Е Подольского на странице 208 авторы учебника дают следующее правило.

Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо:

1) найти модули слагаемых;

2) из большего модуля вычесть меньший модуль;

3) перед полученным числом поставить знак слагаемого с большим модулем.

Преобразуем пример таким образом, чтобы вместо одного действия сложения и одного действия вычитания получилось два действия сложения.

–12 + 35 – 41 = –12 + 35 + (– 41).

Теперь данное задание мы можем решить в два действия: сперва к –12 прибавить 35, а затем к полученному результату прибавить –41.

1) –12 + 35;

| 35 | – | – 12 | = 35 – 12 = 23.

Знак слагаемого с большим модулем «+», следовательно:

–12 + 35 = 23.

Как видим, –12 + 35, это то же самое, что + 35 + (– 12), (если знак «+» стоит в начале примера, то на письме он обычно опускается).

То есть, правило «от перемены мест слагаемых сумма не меняется» работает и в том случае, если какие-либо слагаемые являются отрицательными числами.

Поскольку модуль числа со знаком «+» больше модуля числа со знаком «–», это действие можно также решить, просто поменяв –12 и + 35 местами:

35 – 12 = 23.

2) 23 + (– 41);

| –41 | – | 23 | = 41 – 23 = 18.

Знак слагаемого с большим модулем «–», следовательно:

23 + (– 41) = –18.

Этот же пример можно решить, используя также правило сложения двух отрицательных чисел, которое тоже даётся на странице 208 учебника:

Чтобы сложить два отрицательных числа, надо:

1) найти модули слагаемых;

2) сложить модули слагаемых;

3) перед полученным числом поставить знак «–».

Поскольку от перемены мест слагаемых сумма не меняется, можно сперва сложить – 12 и – 41, а затем к полученному результату прибавить 35:

1) –12 + (– 41);

| –12 | + | –41 | = 12 + 41 = 53.

Перед полученным числом надо поставить знак «–», следовательно:

–12 + (– 41) = –53.

2) –53 + 35;

| –53 | – | 35 | = 53 – 35 = 18.

Знак слагаемого с большим модулем «–», следовательно:

–53 + 35 = –18.

Ответ: –12 + 35 – 41 = –18.

Вариант 2:

–16 + 39 – 52.

Решение:

–16 + 39 – 52 = –16 + 39 + (– 52).

Как и в первом варианте, это пример можно решить двумя способами:

I. В два действия, используя правило сложения двух чисел с разными знаками, то есть сперва к –16 прибавить 39, а затем к полученному результату прибавить –52.

II. Тоже в два действия, но сперва сложить два отрицательных числа (–16 и –52), используя правило сложения двух отрицательных чисел, а затем к полученному результату прибавить 39.

Способ I.

1) –16 + 39;

| 39 | – | – 16 | = 39 – 16 = 23.

Знак слагаемого с большим модулем «+», следовательно:

–16 + 39= 23.

Поскольку модуль числа со знаком «+» больше модуля числа со знаком «–», это действие можно также решить, просто поменяв –16 и + 39 местами:

–16 + 39 = 39 – 16 = 23.

2) 23 + (–52);

| –52 | – | 23 | = 52 – 23 = 29.

Знак слагаемого с большим модулем «–», следовательно:

23 + (–52) = –29.

Способ II

1) –16 + (–52);

| –16 | + | –52 | = 16 + 52 = 68.

Перед полученным числом надо поставить знак «–», следовательно:

–16 + (–52) = –68.

2) –68 + 39;

| –68 | – | 39 | = 68 – 39 = 29.

Знак слагаемого с большим модулем «–», следовательно:

–68 + 39 = –29.

Ответ: –16 + 39 – 52 = –29.

Вариант 3:

–19 + 51 – 43.

Решение:

–19 + 51 – 43 = –19 + 51 + (– 43).

Способ I.

1) –19 + 51;

| 51 | – | – 19 | = 51 – 19 = 32.

Знак слагаемого с большим модулем «+», следовательно:

–19 + 51 = 32.

Поскольку модуль числа со знаком «+» больше модуля числа со знаком «–», это действие можно также решить, просто поменяв –19 и + 51 местами:

–19 + 51 = 51 – 19 = 32.

2) 32 + (–43);

| –43 | – | 32 | = 43 – 32 = 11.

Знак слагаемого с большим модулем «–», следовательно:

32 + (–43) = –11.

Способ II

1) –19 + (–43);

| –19 | + | –43 | = 19 + 43 = 62.

Перед полученным числом надо поставить знак «–», следовательно:

–19 + (– 43) = –62.

2) –62 + 51;

| –62 | – | 51 | = 62 – 51 = 11.

Знак слагаемого с большим модулем «–», следовательно:

–62 + 51 = –11.

Ответ: –19 + 51 – 43 = –11.

Вариант 4:

–11 + 36 – 49.

Решение:

–11 + 36 – 49 = –11 + 36 + (–49).

На примерах решений первых трёх вариантов мы уже знаем, что есть два способа решения подобных заданий. Какой из этих двух способов лучше, зависит от условия конкретного примера. В данной ситуации явно удобнее применить второй способ: сложить все отрицательные числа (–11 и (–49)) и к полученному результату прибавить 36.

Дело в том, что большинство шестиклассников сразу видят, что если к первому числу (–49) прибавить третье число (–11), то получится –60. После чего остаётся только к –60 добавить 36.

–60 + 36;

| –60 | – | 36 | = 60 – 36 = 24.

Знак слагаемого с большим модулем «–», следовательно:

–60 + 36 = –24.

Ответ: –60 + 36 – 49 = –24.

Вариант 5:

–17 + 32 – 55.

Решение:

В этом варианте оба способа требуют от школьника одинаковых трудозатрат, поэтому просто выбирайте любой из них.

–17 + 32 – 55 = –17 + 32 + (– 55).

Способ I.

1) –17 + 32;

| 32 | – | – 17 | = 32 – 17 = 15.

Знак слагаемого с большим модулем «+», следовательно:

–17 + 32 = 15.

Поскольку модуль числа со знаком «+» больше модуля числа со знаком «–», это действие можно также решить, просто поменяв –17 и + 32 местами:

–17 + 32 = 32 – 17 = 15.

2) 15 + (–55);

| –55 | – | 15 | = 55 – 15 = 40.

Знак слагаемого с большим модулем «–», следовательно:

15 + (–55) = –40.

Способ II

1) –17 + (–55);

| –17 | + | –55 | = 17 + 55 = 72.

Перед полученным числом надо поставить знак «–», следовательно:

–17 + (– 53) = –72.

2) –72 + 32;

А вот здесь большинство шестиклассников сразу видят, что ответ будет –40. Опять более удобный оказался второй способ.

| –72 | – | 32 | = 72 – 32 = 40.

Знак слагаемого с большим модулем «–», следовательно:

–72 + 32 = –40.

Ответ: –17 + 32 – 55 = –40.